Жизнь и творчество Лины Бо Барди: как итальянская коммунистка превратила бразильские заводы в музеи
587
просмотров
Когда говорят об архитектуре модернизма – минималистичной, новаторской, бескомпромиссной – наряду с Францией, Германией и СССР нередко упоминают Бразилию...

Там, вдалеке от европейских школ и студий, появились шедевры архитектуры, которым подражали и которыми вдохновлялись. И яркой звездой на небосклоне бразильского модернизма была коллега великого Джио Понти, участница итальянского Сопротивления, коммунистка Лина Бо Барди. Именно она предложила «вернуть города людям» - и превратила заброшенные фабрики и заводы в культурные центры.

Карьерный взлет, руины студии и компартия

Карьерный взлет, руины студии и компартия Ачилина Бо (Лина Бо Барди) на фоне своих проектов.

Ачилина Бо – так ее звали в первые годы жизни – родилась в Риме, в 1914 году. В Риме же она получила образование архитектора, перебралась в Милан и быстро нашла работу в студии легендарного Джио Понти, который в то время еще и руководил журналом Domus. Это издание было средоточием эссе, статей и проектов, посвященных актуальному дизайну и строительству. Лина, обладавшая литературным талантом, вскоре присоединилась к коллективу авторов журнала, а со временем доросла до должности редактора. Все было хорошо – она получала заказы, писала статьи, проектировала, рисовала… и тут началась война.

Мебель, созданная Ачилиной.

К началу Второй мировой войны Лина уже руководила собственной студией, но в те годы почти не имела возможности заниматься реальными проектами. Поэтому она сосредоточилась на журналистской деятельности и не прекращала ее даже тогда, когда в 1943 году здание, где находилась ее студия, было уничтожено во время авианалета. Так на страницах ее независимого журнала A Cultura della Vita появились фотографии разрушенных во время войны зданий. Сама Лина в те годы была участницей итальянского движения Сопротивления. Вообще тексты, рисунки, фотоснимки Лины, опубликованные в этом издании и на страницах Domus, привлекли внимание политически настроенных интеллектуалов. Совершенно спонтанно вокруг нее – к тому моменту уже активистки коммунистической партии – собрался кружок местных «левых». Одним из них был искусствовед Пьетро Мария Барди – ее будущий муж.

Переезд в Бразилию

Переезд в Бразилию Музея искусства MASP.

Почти сразу после свадьбы пара перебралась в Бразилию. Туда пригласили Пьетро – для работы над созданием Художественного музея Сан-Паулу. Лина с энтузиазмом бросилась изучать культуру, традиции, историю своей новой родины – именно так впоследствии она называла Бразилию. Для первого в стране музея современного искусства Бо Барди спроектировала само здание, интерьер и концепцию развески – вернее... расстановки. Ведь работы не висели скромно вдоль стен, а были расположены в свободном порядке в пространстве выставочных залов на особых стеклянных конструкциях, которые критики окрестили стеклянными мольбертами.

Стеклянный дом.

В то же время она работала и над своим самостоятельным архитектурным проектом, создавая себе и супругу уютное семейное гнездышко, настоящую икону модернистской архитектуры, шокировавшую в то время всех – Стеклянный дом. По заветам ле Корбюзье, он возвышался на сваях (пугающе тонких и длинных), а вместо каноничного ленточного остекления у него были скорее полностью прозрачные стены. Совершенно геометричный, жесткий по форме, дом оказался гармонично вписан в окружающий ландшафт.

Стеклянный дом внутри.

В начале пятидесятых вместе с мужем она вернулась и к журналистской деятельности, основав журнал Habitat, посвященный, разумеется, современному дизайну и архитектуре.

Мебель Бо Барди.

Кстати, о дизайне – Бо Барди занималась и проектированием мебели, например, в 1951 году создала кресло Bowl в форме регулируемой полусферической чаши в стальной раме, предельно лаконичное и в то же время удобное. Никто до нее не предлагал таких эффектных трансформирующихся конструкций. Вообще именно женщины в модернизме, как правило, ратовали за эргономичность и комфорт – тогда как мужчин чаще интересовала чистота формы и смелость художественного заявления.

«Бедная архитектура»

«Бедная архитектура» Театр Официна.

Как коммунистка, Лина Бо Барди всегда обращалась в своих работах к человеку, пытаясь создавать гуманистические, социально важные проекты и обеспечивать максимальный комфорт взаимодействия со средой. Она говорила, что «архитектура создается тем… кто бродит по ее пространству, поднимается по лестнице, опирается на балюстраду, поднимает голову, чтобы посмотреть, открыть, закрыть дверь». Не люди должны адаптироваться к дизайну здания, а здание должно быть спроектировано с учетом потребностей, специфики передвижения, моторики, физиологии человека.

Интерьер театра Официна.

Однако в своих проектах она показывала себя скорее как теоретик – пока не поработала в Сальвадоре и Байи. Там, в условиях жестких финансовых ограничений и при этом высокой потребности населения в культурно значимых общественных пространствах, она изобрела Arquitetura Povera – «бедную архитектуру». Теперь она работала с заброшенными зданиями, бывшими мельницами, фабриками, заводами, превращая их в музеи, театры, галереи и лектории. Эти постройки хранили в себе историю поколений, были негласными символами городов, где располагались. В каждой семье был кто-то, кто прежде трудился там. Лина стремилась подарить фабричным зданиям новую жизнь, а горожанам – место для встреч, разговоров, учебы и развлечений. Важно, что это были бы не новые, построенные приглашенным архитектором здания, а то, к чему люди привыкли, то, что прочно и давно вошло в их жизнь, родное и близкое.

Завод развлечений.
Завод развлечений.
Интерьер SESC Pompeia.

Пожалуй, наиболее важным проектом среди «бедных» стал SESC Pompéia в Сан-Паулу, огромный многофункциональный культурно-спортивный комплекс в здании бывшего завода по производству стальных барабанов. Его иногда теперь называют «заводом развлечений». Можно считать, что именно с Бо Барди началась мода на перепрофилирование производственных помещений в центры досуга.
Кроме того, были у нее и градостроительные проекты, возвращавшие людям территории для отдыха и общения – например, перенос автодороги в Сан-Паулу на акведук, что позволило бы восстановить ранее существовавший там парк.
Лина Бо Барди скончалась в 1992 году, оставив после себя не просто статьи, эскизы и постройки. Ее наследием стала идея, воплощенная в жизнь – идея дружественной к людям архитектуры, призванной объединять, хранить память о прошлом и в то же время неуклонно стремиться в будущее.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится