Зинаида Серебрякова прожила непростую жизнь. Но она ни разу не изменила искусству. Словно якорь оно удерживало ее на поверхности во время житейских бурь, которых выпало немало на долю художницы. Очаровательные детские и лиричные женские портреты, монументальные произведения на крестьянскую тему, а также трогательные пейзажи Зинаиды Евгеньевны навсегда стали важной частью русской культуры.
Биография Зинаиды Серебряковой
Зинаида Серебрякова увидела свет 10 декабря (28 ноября по старому стилю) 1884-го года. Место рождения будущей художницы — родовое имение Нескучное, которое было расположено в Курской губернии Белгородского уезда. Девочка стала шестым и последним ребенком в творческой семье.
После смерти главы семейства — это случилось, когда Зинаиде не было еще и двух лет — семья вернулась в Петербург. Вдова с детьми поселились в доме отца, Николая Людовиковича Бенуа. В доме царила творческая атмосфера: каждый что-то рисовал, за чаем обсуждали искусство. В такой атмосфере и формировалась будущая художница.
Зинаида Евгеньевна росла так же, как и многие ее сверстницы из благородных фамилий. Она прилежно училась в Коломенской гимназии, которую окончила в 1900 году, бывала с матерью на выставках и в театре, проводила лето на семейных дачах. Но уже чуть ли не с младенчества Серебрякова начала рисовать и посвящала этому занятию все свободное время.
После гимназии Зинаида поступила в Художественную школу княгини Тенишевой. Проучилась недолго — всего месяц. Дальнейшее обучение девушка продолжила у Осипа Эммануиловича Браза. Его мастерскую юная художница посещала два года — с 1903 по 1905. Параллельно она почти ежедневно бывала в Эрмитаже, где копировала картины старых мастеров.
После долгого перерыва семья вновь проводила каждое лето в родовом имении Нескучном. Здесь и состоялось знакомство Зинаиды с Борисом Серебряковым. Он приходился юной художнице кузеном. Этот факт не помешал двоюродным брату и сестре влюбиться друг в друга. Брак между столь близкими родственниками был огромной проблемой — на него требовалось особое разрешение. Зинаида и Борис даже подумывали принять лютеранство, но дело неожиданно уладилось. Влюбленные обвенчались.
Осенью 1905-го Зинаида Серебрякова уезжает с матерью и супругом в Париж, где проводит всю зиму. Она продолжает обучаться живописи в Академии де ла Гранд Шомьер и ждет первенца. По сути, в Париже и заканчивается период ученичества Серебряковой.
Когда Зинаиде Евгеньевне исполняется двадцать пять, она уже мать двоих сыновей и живет исключительно интересами семьи. При этом молодая женщина по-прежнему много рисует. Полной неожиданностью для всех, в том числе и для родных художницы, становится участие её в VII выставке Союза русских художников. В 1910-м она показывает на ней свой знаменитый автопортрет «За туалетом». Картина высоко оценена современниками и приносит Зинаиде Серебряковой известность. После выставки автопортрет был выкуплен Третьяковской галереей.
Революция перевернула жизнь Серебряковых. Нескучное разорили и сожгли, а в 1919-м умер от тифа супруг художницы. Зинаида Евгеньевна переезжает сначала в Харьков, а затем в Петроград. Семья находится на грани выживания. В надежде обеспечить ей сносное существование Серебрякова уезжает в Париж, оставив четверых детей в России. Увы, в 1920-е годы воссоединиться Зинаиде Евгеньевне было суждено только с сыном Александром и дочерью Екатериной. Старший сын Евгений и средняя дочь Татьяна смогли увидеться с матерью лишь в 60-е годы прошлого столетия.
Зинаида Серебрякова скончалась после кровоизлияния в мозг в Париже 19 сентября 1967 года. Она похоронена на русском кладбище под Парижем.
Самые известные картины Зинаиды Серебряковой
Картины Зинаиды Серебряковой поражают своей искренностью и строгой чистотой. Не случайно ее произведения сравнивают с шедеврами Боттичелли. Самые известные из ее работ:
- «Девушка со свечой. Автопортрет» (1911). Светлое произведение, раскрывающее внутренний мир художницы. Картина хранится а данное время в Государственном Русском музее города Санкт-Петербург
- «За туалетом. Автопортрет» (1909). Картина, прославившая художницу.
- «Жатва» (1915). Для холста позировали крестьянки из Нескучного. Впервые публике произведение было представлено под названием «Крестьянки в поле».
- «За завтраком» (1914). На картине художница запечатлела свою семью. Женя, которому 8 лет, пьет из стакана на дальнем конце стола. На переднем плане — семилетний Александр и трехлетняя Татьяна. Екатерине в тот момент не исполнилось и года, поэтому на холст она не попала.
- «Спящая девочка на красном одеяле» (1923). На картине, предположительно, изображена младшая дочь художницы, Екатерина. Произведение написано, когда автор едва сводила концы с концами. На аукционе Sotheby's в 2015 году работа продана за $5 898 615.
- «Баня» (1913). Это первая большая картина Серебряковой — ее размер 135 × 174 см. Впервые представлена на выставке «Мира искусства» зимой 1913-го.
Творчество Зинаиды Серебряковой дало русскому искусству бесконечно многое. И как жаль, что вклад этот был оценен уже после смерти художницы.