Послепетровские времена отличались пышностью, роскошью жизни дворянства и в то же время строжайшей сословной замкнутостью. Этикет в ту пору был разработан до мелочей.
Императорскому двору отводилась роль законодателя моды, роскоши, блеска. Чтобы дворянин мог быть на хорошем счету при дворе, ему приходилось тратить огромные суммы денег на платье. Иначе он мог просто затеряться в раззолоченной толпе, которую можно было видеть в дворцовых апартаментах.
В дворянской среде в ту пору появилась мода на все французское. Московские и петербургские дамы ходили к французским модисткам, парикмахерам, парфюмерам, посещали модные лавки. Не отставали от них и светские львы.
Еще Петром Первым в «табеле о рангах» было дано указание каждому чиновнику одеваться согласно служебному положению, не лучше и не хуже. В середине же XVIII века появились правила, указывающие, как одеваться и женам чиновников.
- Например, шелк, парчу и кружева могли носить только особы первых пяти классов. А кружеву полагалось быть не шире четырех пальцев.
- Особам третьего класса можно было носить бархат или одежду из тканей, цена на которые не превышала 300 рублей за аршин.
- Тем же, кто ранга не имел, носить бархатные одежды не было позволено.
Придворным дамам было запрещено носить черные платья при дворе. Во дворец им полагалось являться в так называемых мундирных платьях.
Воспитывать дворянских детей этикет требовал в специальных учебных учреждениях. Они были военными и гражданскими. Пользовалась знать и услугами домашних воспитателей, французов. Под их влиянием во второй половине XVIII века в обществе появилось немало петиметров и кокеток.
Петиметр — светский кавалер, воспитанный на французский манер. Для него не существовало ничего русского. Он презирал не только русскую речь, считая ее языком крепостных, но и все родное.
Кокеткой же называли воспитанную на французский манер даму. Вся жизнь такой особы заключалась в том, чтобы наряжаться со вкусом, часами сидеть у зеркала и наводить красоту, грациозно двигаться, изящно кланяться, манерно улыбаться, изъясняться ничего не значащими словами.
Кокеток можно было видеть во всех аристократических салонах. Определить такую особу не составляло труда. Она была густо набелена, нарумянена, с подведенными сурьмой бровями и приклеенной к лицу мушкой размером с гривенник.
Обязательным атрибутом кокеток был веер. Он помогал даме скрыть неприличный смех, незаметно для окружающих что-то шепнуть на ушко соседке.
Кокетки принимали в своем доме гостей, лежа на постели на горе подушек. Это считалось хорошим тоном, подражанием французским манерам. Так вели себя знатные парижанки, и русские кокетки не хотели от них отставать.
На улицах Петербурга нередко можно было видеть петиметра, одетого по последней французской моде. На шее модника обязательно был повязан пышный галстук, на груди у него поблескивало невероятное множество звенящих брелоков. У кавалера при себе обязательно была трость и круглая шляпа. Последнюю он держал в руках и ни за что бы не согласился надеть на голову. Ведь головной убор мог испортить высоко взбитую прическу! Прогуливаясь по проспекту, петиметр усердно кланялся направо и налево, подавал знаки приветствия рукой знакомым.
Внешние проявления этикета в те времена со стороны выглядели довольно странно, словно некое театральное представление.
В начале XIX века французское влияние на русское общество достигло своего апогея. Во время приемов, званых ужинов, балов, маскарадов и частных встреч все говорили только по-французски. Примечательно, что не каждый петиметр или кокетка знали в совершенстве этот язык. Однако, чтобы не отставать от моды, они произносили русские слова на французский манер — делая ударение на последнем слоге.
Правила этикета тех времен предписывали проводить частные и публичные обеды, приемы, балы в строго установленное время. Например, балы начинались в 7−8 часов вечера, ужины — в 10 вечера, и продолжались до 2 часов ночи.
По завершению ужина гости благодарили хозяев, а те провожали самых почитаемых из них до лестницы. Близких гостей хозяин обнимал, других дружески хлопал по плечу, дамам — целовал руку.
Число гостей также было ограничено. Это могли быть только лица одного с хозяином круга.
На балу у императрицы Екатерины II можно было видеть только тех, кто имел право носить шпагу, т. е. дворян. Изредка на таких приемах присутствовали и купцы, однако для них отводилось «особое зало».
Бал начинался заранее установленным танцем. Его танцевала не только молодежь, но и пожилые гости. После исполнения танца последние устраивались за карточными столами, а молодые люди продолжали танцевать. По этикету, мужчина приглашал даму, кланяясь ей трижды.
Старики на балу говорили только со стариками. Присутствующая при таком разговоре молодежь вмешиваться в него права не имела. Ей полагалось лишь почтительно слушать старших, внимать их мудрости.
Этикет диктовал мужчинам проявлять вежливость в отношении дамы. Кавалер подавал ей салоп, подзывал лакея для своей спутницы, провожал даму к карете.
Особое внимание дворяне уделяли сохранению своей чести. Любое полученное от равного себе оскорбление требовало восстановления поруганной чести. Позор обычно смывали кровью. Поединки были в ту пору неотъемлемой частью быта дворян. И хоть дуэли были запрещены еще постановлением Петра I, знать игнорировала этот запрет и хваталась за оружие при малейшей обиде.
Особенно часто такие поединки устраивались в офицерской среде. За кровную обиду офицеры стрелялись, а вот рубились они друг с другом даже по незначительному поводу. Офицерская честь ценилась очень высоко. Тот, кто изменил своему слову, обманул кого-то, становился изгоем в собственном полку.
С тех пор прошло много лет, многое изменилось. И сегодня правила поведения в обществе существенно отличаются от тех, которые были приняты в послепетровские времена. Этикет той эпохи современному человеку может показаться причудливым и непонятным. И это неудивительно, ведь блеск придворной жизни с балами и дуэлями уже давно стал частью истории, канул в Лету.