История Конго в картинах, или О чем рассказывает конголезская народная живопись
0
0
1
500
просмотров
Рассказываем, как читать конголезскую народную живопись — главное СМИ в стране, пережившей века работорговли, десятилетия колониального режима и 30-летие авторитаризма.
Шила Нтенду (Джилатендо) Без названия Около 1930 года

Художник Шила Нтенду (1890 — конец 1950-х), расписывав­ший стены домов, был открыт колониальным офицером Жоржем Тьери, кото­рый предложил ему перенести на бумагу мотивы и изображения настенной живописи (конголезцы украшали свои дома геометри­чески­ми орнаментами, рисун­ками животных и людей). Тьери снабжал художника кистя­ми, красками, чернилами и бумагой, покупал все его произведения и продавал их бельгий­скому чиновнику Гастону-Дени Перье. Однако геоме­трические работы Джилатендо не пользовались боль­шим успехом на Западе, потому что напоминали европейской публике со­вре­менных им модер­нистов (которые, в свою очередь, вдохновлялись афри­кан­ским искус­ством) и казались недо­статочно аутентичными и традиционными.

Настенная роспись на деревенском доме в Конго. Фотография Герберта Ланга. 1915 год

В 1929 году в Брюсселе открылась экспо­зиция «Негритянское искусство» — пер­­вая в истории выставка, на которой было представлено изобразительное искусство Конго. Единственными конголезскими картинами там были пейзажи Альбера Лубаки — художника, которого Тьери открыл одновременно с Джила­тендо. Их живопись часто называют предтечей современного народного ис­кусства Конго, однако эти художники работали в основном для европейской публики и до недавнего времени были практически неизвестны в своей стране.

Доминик Бвалия Мвандо «Кто кого сместит? Приз получает самый предприимчивый генерал» 2004 год

Жозеф Касавубу: «Я вас сместил, господин премьер-министр».
Жозеф-Дезире Мобуту: «Высшее военное командование передало мне все конституционные права, чтобы возглавить государство на пять лет. Сохраняя нейтралитет, армия в любом случае не сможет поддержать сторону моих противников».
Патрис Лумумба: «Я вас тоже сместил, господин президент».

На картине изображены три главные политические фигуры Конго (слева направо): первый президент Жозеф Касавубу, второй президент Жозеф-Дезире Мобуту и премьер-министр Патрис Лумумба, ставший символом борьбы за не­зависимость народов Африки.

После того как в 1960 году Конго обрело независимость от Бельгии, между Касавубу и Лумумбой обострились старые противо­речия: их взгляды на буду­щее Конго не совпадали. Жозеф-Дезире Мобуту, который был в это время начальником Генштаба армии, не поддержал никого из них. Когда президент Касавубу отстранил Лумумбу от должности, Мобуту пришел к власти в резуль­тате бескровного перево­рота. В январе 1961 года Лумумба был убит в резуль­тате заговора, а Мобуту передал власть гражданскому правительству. Однако в 1965 году Мобуту снова совер­шил пере­ворот и окончательно захватил власть.

Шибумба Канда Матулу. Речь Лумумбы («Национальное движение Конго»). 1998 год

Патрис Лумумба — один из наиболее часто изображаемых героев народной живописи Конго. Мобуту, напротив, очень редко появляется на картинах. Его портреты было опасно иметь у себя дома: с одной стороны, обладателя кар­тины могли заподозрить в попытке повлиять на диктатора с помощью магии, с другой — по поверьям, через свой портрет Мобуту мог проникнуть в дом.

Неизвестный художник из Мбандаки «Леопард» 1968 год

С этой картины началось коллекциониро­вание народной живописи Конго. В 1968 го­ду ее приобрел африканист Богумил Евсевиц­кий, преподававший в Педагогическом институте города Мбандака. Леопард, пожирающий дико­браза, — это, по одной из версий, аллегорическое изображение авторитарного правителя Жозефа-Дезире Мобуту. Став президентом Демократической Респуб­лики Конго в 1965 году, он пробыл в этой должности до восстания 1997 года.

Сима Симаро. Мобуту Спаситель. 1986 год
Шери Шерен. Мистер Заир (27.10.1971 — 17.05. 1997), покойся с миром. 2004 год

Мобуту создал коррумпированное государ­ство, которое пропаганди­ровало идею единства нации и возвращение доколо­ниальных ценностей Конго, но эта политика проводилась насильственно: от граждан требовалось отказаться от хри­стианских имен, им запре­щалось носить европейскую одежду, средний и малый бизнес были национализированы. В 1971 году Мобуту переименовал страну в Заир, чтобы под­черкнуть ее разрыв с Западом и коло­ниаль­ным прош­лым.

Барути Кандоло «Миссионеры не уважают таинство исповеди» 1991 год

— Я поймал в своем поле вора, убил его и похоронил прямо там.
— Бог простит, иди с богом, только оставь имя и адрес. (Я сообщу имя и адрес этого человека полиции.)

Одна из самых популярных тем в народной живописи Конго — бельгийское коло­ниальное правление. На этой картине художник изображает страх конголезцев перед христианскими миссионерами: многие не без оснований думали, что священники нарушают тайну исповеди.

Образы бельгийских колоний косвенно критикуют авторитарный режим пре­зидента Мобуту: отсылая к прошлому, они на са­мом деле обращаются к совре­мен­ной полити­ческой ситуации. На картинах часто при­сутствует белый чело­век — в качестве противника, нередко изображаются пытки: обычно плен­ни­ков пытает их же сооте­чественник, работающий под надзором белого командира.

Неизвестный художник. Бельгийская колония. Дата неизвестна
Альбер Канонге. Распространение культивирования хлопка (Принудительный труд). 1999 год
Ангали. Бельгийские времена, 1919. 1991 год
Нгой Мулуме. Бельгийская колония. Дата неизвестна

Большое влияние на народную живопись оказали появившиеся в 1920–30-х го­­­дах комиксы. Они сразу получили популярность среди простого населения Конго. Одним из первых комиксов, привезенных в Конго, был бель­гийский «Tintin au Congo» («Тинтин в Конго»). В нем подчеркивалась власть Бельгии над жителями Конго, которых автор Эрже (Жорж Реми) изобразил глупыми и инфантильными (сам он в Африке не был и в качестве источника пользо­вался записками католических миссионеров). Вскоре комиксы стали рисовать и в самом Конго, широко распространены они и до сих пор.

Эрже. «Тинтин в Конго». Брюссель, 1931 год

— Дорогие друзья, сегодня я расскажу вам о вашей родине — Бельгии!

— Смотри, Тинтин, там двое болтают.

Обложка конголезского комикса «Mami-wata à Lodja». Киншаса, 1982 год
«Сцена в баре». Картина Тины Лвимбы. 1996 год

Картина изображает румба-гитариста Франко. Он был важнейшей фигурой африканской музыки и заложил основу современного конголезского звучания. Вместе со своей группой Франко гастролировал по всей Африке и выпустил несколько альбомов. Его лирика рассказывала о жизни обычных людей и была полна сатиры: Франко критиковал правительство Конго и поднимал важные социаль­ные вопросы, например такие как ущемление прав женщин. Прави­тель­ство Мобуту называло его «великим мастером музыки Заира», несмотря на то, что за некоторые тексты Франко не раз судили и отправляли в тюрьму — как до эпо­хи независимости, так и при мобутистском режиме.

Абдал 22 «Русалка (Мамба Мунту) расчесывает волосы» 1992 год

На картине изображена Мами Вата, или Мамба Мунту, — африканский дух воды: она появляется еще в древней мифологии юго-восточных нигерийцев. Позднее на способ ее изображения повлияли образы европей­ских русалок, поверья о которых были принесены в Африку первыми колониза­торами в конце XV века. Тогда португальские моряки и торговцы, исследуя берега Африки, показали изображения русалок местным скульпторам и попро­сили вырезать их на солонках для королевских дворов.

Гравюра, изображающая солонку из слоновой кости народа сапи, произведенную в конце XV века. Дания, 1900 год
Кайембе Ф. Русалка (Мами Вата). 1962 год

Западная культура, пришедшая с колони­заторами, свободно смешалась с тра­ди­ци­онными суевериями. Сейчас конголезцы любят футбол и говорят по-фран­цузски (в частности, потому, что хотят работать в Бельгии и Франции), но при этом уверены, что успех в жизни приходит к тем, кто владеет черной магией. Этот синтез отра­жается и в народной живописи: например, изображая представителя древнего культа, широко почитаемого в Африке, художник использует современные атрибуты: на руке русалки — дорогие часы, а на кар­тине конголезского художника Кайембе волосы у русалки зачесаны по запад­ной моде.

Шери Шеран «Продавщица тканей» 2002 год

Сюжеты из жизни городов, социальные проблемы — основные источники вдохно­вения для художников Конго. Такие изо­бражения не призваны удивить зрителя своей своеобычностью — наоборот, они воссоздают уже знакомый контекст и призывают к дискуссии. Для конголез­ской народной живописи харак­терно морализаторство, особенно в передаче сцен повсе­днев­ной жизни. Одна из задач автора этой картины — преподать зрителю урок, пока­зать, как не нужно себя вести: пока конголезские мужчины погруже­ны в мечты о богат­стве и любви, женщина зарабатывает деньги, чтобы обеспе­чить семью. Однако делать это она вынуждена нелегально: в Конго до сих пор суще­ствует ряд ограни­чений, не позволяющих женщинам зани­маться равными с мужчинами профессиями.

14 дат из истории Конго

1480–90-е

На территорию Конго прибывают португальцы, королевство устанавливает связи с Европой.

XVI — начало XIX века

Европейцы (сперва португальцы, за ними — голландцы и англичане) покупают рабов на территории Конго. За время работорговли было вывезено около 13 миллионов рабов.

1885 год

Бельгийский король Леопольд II провозглашает район бассейна реки Конго Свободным государством Конго. Оно становится личным владением короля, формально независимым от правительства Бельгии. Покорение местного населения происходит чрезвычайно жестоко: власти пытают местных жителей, берут в заложники женщин, сжигают целые села. Правительство заставляет жителей работать на добыче природных ресурсов, в частности каучука.

1908 год

Леопольд II продает свои владения бельгийскому государству, возникает колония Бельгийское Конго. За время правления Леопольда население Конго сократилось в два раза.

1910­–50-е

Колониальное правительство занимается развитием горнодобывающей промышленности (в Конго добыт уран для атомных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки).

1929 год

На выставке «Негритянское искусство» в Брюсселе западной публике впервые представлена конголезская живопись.

1940–50-е

Чтобы смягчить сепаратистские настроения среди конголезцев, бельгийское правительство начинает модернизацию общества: растут города, предпринимаются попытки создать европеизированный средний класс, увеличиваются зарплаты рабочих.

1958 год

На Всемирной выставке в Брюсселе представлена конголезская деревня вместе с ее жителями. В качестве «экспоната» в ней принимает участие будущий президент страны Жозеф-Дезире Мобуту.

30 июня 1960 года

После демонстраций и беспорядков, организованных «Национальным движением Конго» во главе с Патрисом Лумумбой, бельгийцы предоставляют Конго независимость. Президентом становится Жозеф Касавубу, а премьер-министром — Патрис Лумумба.

1960 год

Начинается пятилетний «конголезский кризис»: происходит частая смена правительств, от страны отделяются целые регионы, в Конго вводятся миротворческие войска ООН, СССР участвует в политике страны.

17 января 1961 года

Убит Патрис Лумумба, смещенный до этого президентом Касавубу с должности премьер-министра и обвиненный в организации массовых убийств. Он становится первым «мучеником независимости» и народным героем.

1965 год

Мобуту организовывает военный переворот, начинается его 32-летнее правление

1971 год

Мобуту переименовывает Конго в Заир. Так начинается «политика аутентичности» (возврат к традиционным ценностям, африканский национализм) и установление однопартийной системы. Постепенно создается культ личности Мобуту.

1997 год

Мобуту свергнут, а страна переименована в Демократическую Республику Конго. 

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится