Мунк и природа
Мунк воспринимал природу как нечто драматичное и опасное: природные явления вызывали у него сильнейшие переживания. На знаменитой картине «Крик» (на берлинской персональной выставке 1893 года картина носила название «Крик природы») чудовищное существо олицетворяет кричащий закат. Кроваво-красный заход солнца вызывал у художника ужас и отчаяние, о которых он пишет в знаменитой дневниковой заметке от 22 января 1892 года:
«Я гулял по дороге с двумя товарищами. Солнце садилось. Небо вдруг стало кроваво-красным, и я почувствовал взрыв меланхолии, грызущей боли под сердцем. Я остановился и прислонился к забору, смертельно усталый. Над сине-черным фьордом и городом лежали кровь и языки пламени. Мои друзья продолжали гулять, а я остался позади, трепеща от страха, и я услышал бесконечный крик, пронзающий природу».
Никакой благодатности Мунк в природе не видел и воспринимал ее как мощную губительную силу. Что касается людей, то, по словам одного из биографов Мунка, Рольфа Стенерсена, художник считал их не хозяевами природы, но «волнами духа и материи», способными дематериализоваться, приняв другую форму. Мунк верил в призраков и интересовался спиритизмом, и телесная оболочка была для него условностью: не случайно вокруг фигур на его картинах нередко можно увидеть волнообразные линии, как от камней на воде.
Мунк и смерть
Семью Мунка преследовали беды: когда ему было пять лет, от туберкулеза умерла его мать, а через десять лет он потерял любимую сестру. Позже другая сестра оказалась в клинике для душевнобольных (1894), а его брат умер в возрасте 30 лет (1895). Эти события потрясли Мунка, и в своих работах (начиная с «Больной девочки», написанной в 1885–1886 годах) художник постоянно возвращался к темам болезни и потерь. В его мастерской всегда находился тот же стул, что фигурировал на этой картине (там виден край сиденья), и, по свидетельству друга Мунка Йенса Тииса, Мунк говорил, что на нем «мы все сидели, болели и умирали», связывая предмет с травматическими событиями. Кресло с высокой спинкой и гнутыми ручками, изображенное на картине «Смерть в комнате больного» (1893), встречается на нескольких картинах мастера (самая известная из них — автопортрет «Больной испанкой» 1919–1920 годов). При этом несчастья были и источником вдохновения: «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без руля».
Более оптимистичными его картины стали после лечения в психиатрической клинике Даниэля Якобсона в Копенгагене в 1908–1909 годах, однако прежних напряжения и мощи в них уже не было.
Мунк и женщины
Эдвард Мунк пользовался успехом у женщин, но постоянно ввязывался в ужасающие любовные истории. Одна из его муз, Дагни Юль, была настоящей роковой женщиной 1890-х годов: творческая непредсказуемая личность, сводившая многих с ума (среди ее поклонников был также драматург Август Стриндберг). Другая — Тулла Ларсен — требовала свадьбы и, как считал Мунк, преследовала художника. Во время одной из ссор, случившейся в 1902 году, он был ранен из пистолета в левую руку — один из пальцев навсегда остался искалеченным.
Этот неудачный роман был одним из факторов, приведших к депрессии, сопровождавшейся параноидальными идеями и алкоголизмом. Во время восьмимесячного лечения в клинике Якобсона Мунк написал очень страшную сказку об Альфе и Омеге. Омега изменяет Альфе с животными, порождая от них детей, и он убивает ее, после чего гибнет от мести диких зверей. Такие женщины-губительницы — частые героини его картин («Вампир» из Музея Мунка в Осло, «Ревность» из коллекции Расмуса Мейера в Бергене, «Пепел» из Национального музея искусства, архитектуры и дизайна в Осло), гравюр («Саломея, или Автопортрет с Евой Мудоччи») и дневниковых записей.
Мунк и его картины
Стенерсен пишет, что свои произведения художник воспринимал как собственных детей: рассердившись, он их наказывал. Одним из видов наказаний было так называемое лошадиное лечение (hestekur): Мунк выставлял неудавшееся, по его мнению, полотно на улицу, где лил дождь, свистел ветер и было холодно. Из-за этого многие работы — например, «Расставание» (1894) — плохо сохранились и нуждаются в реставрации. По другой версии, такая «обработка» полотен была связана с желанием художника добиться эффекта выцветшей матовой потертой поверхности, напоминавшей фреску или пастель. Случайно появившиеся подтеки, например следы птичьего помета, становились частью картины — как в «Ножной ванне» (1912–1913). Мунк был неутомимым экспериментатором: он сильно разбавлял масляные краски, добавлял туда мел, использовал яичную темперу, пробовал в качестве связующих веществ казеин и костный клей.
Мунк и луна
Как и многие художники эпохи символизма, Мунк любил изображать ночь. Луна завораживала его, ее образ можно встретить на многих картинах: «Лунный свет» (1895), «Танец жизни» (1899) и так далее. И всегда это изображение только полной луны: художник был убежден, что луна бывает только круглой, и отказывался признавать, что месяц — тоже луна. На его картинах сияние лунной дорожки на воде напоминает колонну, увенчанную золотым шаром. Некоторые исследователи не без влияния фрейдизма считают, что это сексуальный символ: вертикальная лунная полоса — мужчина, а вода и извилистая береговая линия — женщина. Вполне вероятно, что это так: сцены с любовно-сексуальным подтекстом на картинах Мунка происходят ночью в присутствии странной колонны-луны.