Угол у бедной вдовы. Зандам. Нидерланды
Путешествуя по Европе с Великим посольством, Петр I в августе 1697 года посетил голландский Зандам, в ту пору слывший столицей корабельного дела. В город монарх прибыл инкогнито под именем Петра Михайлова, надеясь поучаствовать в строительстве голландского корабля и изучить процесс изнутри. Поселился он в бедном районе Кримпенбург у местного кузнеца Геррита Киста, который когда-то работал на архангельской верфи, – собственно, там они и познакомились. Кист делил дом с вдовой одного из своих рабочих. У нее-то Петр и снял две комнатушки. Спал будущий император на довольно маленькой для его роста походной кровати. Тут же устроил и свой кабинет. Обзаведясь плотницким молотком и «спец одеждой», вышел рабочим на верфь Рогге. Вскоре, однако, инкогнито раскрылось, и Петру пришлось отбыть в Амстердам.
После смерти Геррита Киста домик купил владелец соседнего кафе и за несколько монет показывал любопытствующим те самые крошечные комнатки, где некогда обитал молодой русский царь.
Ну а впоследствии скромное жилище оказалось предметом высочайшего внимания. В 1818 году король Вильгельм I Нидерландский подарил домик своей невестке, великой княжне Анне Павловне Романовой, которая двумя годами ранее вышла замуж за наследника голландского престола, принца Оранского. Новая владелица повелела накрыть дом навесом. А в 1879-м уже король Вильгельм III преподнес историческую реликвию в дар российскому самодержцу Александру III. Тот водрузил строение на каменный постамент и обшил каркасом из резного дерева.
Его преемник, император Николай II, обнес памятное строение каменными стенами. Впрочем, сегодня жилище русского царя вновь представляет собой собственность Нидерландского государства, которое поддерживает открытый здесь музей. Кстати, как свидетельствует аннотация в одном из его залов, Петр так и не заплатил ни кузнецу Кисту, ни бедной вдове за восемь дней постоя.
«Первоначальный дворец». Санкт-Петербург
В 1703 году в устье Невы началась грандиозная стройка – Петр I заложил новую столицу своей будущей гигантской империи. Чтобы царь мог лично наблюдать за ходом работ, для него на скорую руку возвели летнее жилище.
«Первоначальный дворец» Петра – это одноэтажный деревянный домик площадью 60 кв. м, с сенями и двумя светлицами. Ни печей, ни дымоходов. «Хоромы» были срублены солдатами-плотниками из обтесанных сосновых бревен «в три дни» – с 24 по 26 мая 1703 года, аккурат к царским именинам (30 мая по старому стилю). Строительными работами руководил «лепший друг» монарха Александр Меншиков. 27 мая, в день основания нового города на Неве, под пушечную пальбу Петр здесь и поселился.
От традиционной русской избы-шестистенки домик царя отличался разве что широкими окнами и наружной росписью «по кирпичному образцу на голландский манер». Да еще тем, что четырехскатную, крытую гонтом кровлю украшали изображения мортиры и двух бомб «с горящим пламенем» в знак того, что здесь проживает бомбардирский капитан Петр Михайлов. Чтобы сохранить здание для потомков, в 1731 году его окружили деревянной защитной галереей, построенной по проекту архитектора Доменико Трезини, а впоследствии возвели на ее месте кирпичный «футляр». Ныне единственное в Санкт-Петербурге деревянное здание, сохранившееся со времен основания города, превращено в музей, где представлены личные царские вещи: мундир красного сукна, кресло, трость, небольшая лодка. Стены, как и прежде, обиты морской парусиной. В окна вставлены «лунные» стекла, сквозь которые сегодня посетители могут рассматривать внутренние пространства.
Северные светлицы. Коломенское. Москва
Благодаря усилиям архитектора и реставратора Петра Барановского в Москве в середине 20-х годов прошлого века был создан музей «Коломенское», куда перевозили памятники деревянного зодчества из разных областей страны. Среди них и домик Петра I, доставленный сюда с берегов Северной Двины.
В этом доме, по сути простой избе, во время Северной войны молодой царь прожил два месяца, ведя наблюдение за строительством Новодвинской крепости в устье Северной Двины
Страстный поборник национальной культуры, Барановский в 1933 году был репрессирован, но за несколько месяцев до ареста успел настоять на том, чтобы жилище первого русского императора не сносили, а разобрали на бревна и отправили из Архангельска в Москву. В 1702 году в этом доме, по сути простой избе, во время Северной войны молодой царь прожил два месяца, ведя наблюдение за строительством Новодвинской крепости в устье Северной Двины, близ Архангельска. Постройку не раз затапливало, затирало льдами, она пережила пожар. И в 1877 году была перенесена на набережную Архангельска, а затем окружена каменным «футляром». Пришедшим к власти большевикам домик показался неуместным напоминанием о царизме, они решили избавиться от него, чему и помешал Петр Барановский.
В Москве это единственный мемориальный музей Петра I. Сегодня в «государевых светлицах», четырех комнатах его жилища, воссоздан интерьер начала XVIII века.
Мыза в Курляндии. Кадриорг. Таллин
Одиннадцать раз Петр I останавливался в Ревеле (ныне это Таллин) во время Северной войны и позже. Город русские войска взяли 29 сентября 1710 года, чем и завершили присоединение к российской короне балтийских провинций Швеции – Лифляндии и Эстляндии.
Вскорости в Ревеле Петр основал базу военного флота. В гавани началось строительство мола, фортификационных укреплений, цитаделей и батарей. А царь тем временем решил обзавестись на новых землях недвижимостью. Вдове бургомистра Германа фон Дрентельна, Элизабете Бухауен, было выплачено 3500 талеров «за дом и двор». Четыре соседних мызы выкупили за 1600 талеров и объединили в территорию общей площадью в сотню гектаров. Здесь император и приступил к строительству садово-паркового ансамбля, назвав его в честь императрицы Екатериненталь, или Кадриорг, то есть Долина Екатерины.
Пока дворцовый ансамбль строился, чета обитала в летнем домике, где следов роскоши, как обычно, не наблюдалось: двухэтажное бюргерское жилище, крытое черепицей, с цоколем из плитняка, каменные стены под белой штукатуркой, печка с черно-коричневыми изразцами, камин в спальне, каменные полы, сводчатый подвал. Из полезных новшеств – ватерклозет. У домика соорудили мыльную баньку с сеновалом, поставили колодец с деревянным срубом, разбили огород и садик, где произрастали фиги, груши и яблони, а Екатерина высаживала цветы и мяту.
О домике прославленного предка впоследствии позаботился потомок, Александр I, посетивший парк Екатериненталь в мае 1804 года. Император повелел привести в порядок изрядно обветшавшее жилище, сделать капитальный ремонт, составить опись личных вещей и двумя годами позже открыл здесь музей, ныне старейший в Таллине.
«Первое отдохновение». Дербент. Дагестан
Несколько лет назад в Дербенте открылся новый музейный комплекс, в котором главное место отведено еще одному дому Петра I. В 1722–1723 годах император предпринял Персидский (Каспийский) поход, в результате которого России отошли Баку, Дербент и несколько провинций современного Ирана. Дербент сдался без боя 23 августа 1722 года.
Петр провел здесь несколько дней. Близ северной крепостной стены, в сотне метров от моря, из самана, досок и бревен для императора соорудили землянку площадью 20 кв. м, о двух комнатах – опочивальня и столовая.
Почти в середине века наместник России на Кавказе, князь Михаил Воронцов обнес «землянку» каменной оградой. А чуть позже скромную хижину, защитив железной кровлей, «обняли» периптером с колоннадой. У входа поставили две пушки и вокруг разбили сквер. На каменных столбах ограды некогда висели цепи и была сделана надпись: «Первое отдохновение Великаго Петра I». Однако в советские годы домик использовался как столовая, потом как жилье простого семейства. Без должного ухода памятник постепенно предавался забвению. Лишь несколько лет назад музейщики из Дербента обнаружили погребенные под новым фундаментом следы жилища первого российского императора. Силами археологов Дагестанского научного центра РАН начались раскопки, а затем и масштабная реставрация. Во время этих работ на дне землянки обнаружились свинцовые пули, ядро, нательные кресты, монеты-полушки 1719–1721 годов выпуска. Все это стало экспонатами нового музея. Землянку расчистили от более поздних наслоений, накрыли стеклянным саркофагом, на уровне карниза уложили сейсмический пояс. А на площади перед музеем установили бронзового Петра I, копию знаменитой работы Марка Антокольского.