От обычных украшений амулеты чаще всего отличаются специфическими формами и надписями. На кольце, найденном в английском городе Ковентри, снаружи выгравирован Христос с орудиями страстей, стоящий в своем гробу, и пять ран с каплями крови, нанесенных Ему во время распятия. Внутри на латыни написано: «Пять ран Божьих мое лекарство, святой крест и страсти Христовы мое лекарство, Гаспар, Мельхиор, Бальтазар, ананизапта, тетраграмматон». Итак, для избавления от болезней призываются Христос, его раны, три волхва, тетраграмматон и ананизапта.
Помимо привычных материалов, для создания амулетов могли использоваться зубы или когти разных животных, клешни краба, красные ленточки, разноцветные бусинки, камни и кусочки природных материалов — например, коралла. Амулеты могли представлять собой заклинания, написанные на листке пергамента. Иногда их писали прямо на страницах книг — как религиозных, так и светских, — и тогда сами книги превращались в амулеты.
В альбоме Виллара де Оннекура, пикардийского художника и архитектора XIII века, рядом с эскизом Распятия написаны четыре слова, перемежаемые крестами: IHC + XPC + AGLA + HEL.IOTHE. Первые два — это сокращение имени Иисус Христос, а два последних — распространенные магические аббревиатуры. Особенно часто встречается сокращение AGLA, расшифровывающееся как латинская фраза Atha Gebri Leilan Adonai («Ты могуществен вовеки, о Господь»).
Это брошь XIII века, на которой тоже хорошо читаются буквы AGLA — Atha Gebri Leilan Adonai. Видимо, брошь использовалась как талисман.
Амулеты, по мнению средневекового человека, выполняли множество функций: они могли принести удачу, защитить от сглаза, избавить от лихорадки и даже обнаружить в напитке яд. Но главным образом они использовались для защиты матери и младенца, поскольку беременность, роды и послеродовой период были особенно опасны для обоих.
Шкурка ласки
Итальянская аристократка Камилла Гонзага изображена в окружении сыновей, как мать семейства. Через плечо у нее перекинута оправленная в драгоценный металл шкура ласки, которую она крепко держит рукой. Это и статусный символ, и одновременно талисман.
Это оправа для меха куницы, богато украшенная драгоценными камнями, — она похожа на ту, что мы видим на портрете Камиллы Гонзаги. Кроме того, спереди добавлена фигурка голубя — Святого Духа. Этот намек на Непорочное зачатие добавляет магическому предмету христианское измерение и усиливает его защитные и связанные с плодородием функции.
Согласно бестиариям, ласка зачинает через рот, а рожает через ухо. Считалось, что оба эти процесса проходят у ласок легко и безболезненно, и поэтому в позднее Средневековье шкурка куницы или ласки стала популярным амулетом и одновременно аксессуаром. По законам симпатической магии ласка должна была передать женщине, которая носит ее мех, способность легко зачинать и вынашивать детей.
Коралл
Вера в чудодейственные свойства коралла была распространена еще в античности: Плиний Старший уверял, что порошок коралла избавляет от желудочных колик, а коралловая ветвь служит надежной защитой ребенку. Поэтому уже в Древнем Риме детям для защиты от напастей надевали на шею коралл. Христианские авторы, восприняв древние представления о медицинском применении коралла, обратили внимание на то, что формой он напоминает крест, а цветом — кровь Христову, и предположили, что поэтому демоны должны его ненавидеть.
На цепочке у маленького герцога висит сразу несколько амулетов, в том числе веточка коралла.
Инфанта надежно защищена целым набором амулетов как христианского происхождения (крест, сердце Иисуса, реликвий), обеспечивавших ребенку защиту Бога и святых, так и языческого (колокольчик, рука, сложенная в фигу, коралл). Колокольчик отвлекал внимание демонов и обладателя дурного глаза своим звоном. Фига с давних пор обозначала половой акт. Предполагалось, что демон или обладатель дурного глаза, увидев знакомую символику, хоть на минуту, да отвлечется от своего злого замысла.
Крупный коралл, оправленный в золото, свисает с шеи Иисуса.
На Младенце коралловое ожерелье с коралловой веточкой. Эта реалистическая деталь сочетается на картине с элементами скрытого символизма: сон напоминает о грядущей смерти Христа, вино и виноград — об установленной им евхаристии для спасения верующих, обнаженная грудь Девы Марии означает ее участие в спасении человечества, а половинка грецкого ореха — это символ Троицы (так как орех состоит из трех элементов: кожицы, скорлупы и ядра).
Здесь у благословляющего Младенца коралловая веточка необычной формы, напоминающей бронхи. Исследователи полагают, что это не случайное совпадение: в XV веке уже было известно, что по трахее и бронхам воздух попадает в легкие, и это необходимо для работы сердца. Таким образом Пьеро делла Франческа подчеркивал, что коралл — это амулет, сохраняющий жизнь.
Считалось, что коралл в первую очередь защищает от сглаза: он привлекает взор завистника-колдуна, отвлекая его от глаз жертвы. Поскольку особенно подверженными сглазу считались дети, для их защиты часто покупали коралловые подвески и бусы. Предпринимались даже попытки запретить дарить кораллы новорожденным — например, в 1708 году епископ Бамберга выступил против таких подарков, так как это ересь и суеверие, — но амулеты с кораллом можно встретить на детских портретах, написанных в Европе и США вплоть до ХХ века.
Восковой агнец
Одним из амулетов «широкого спектра», особенно активно использовавшимся для защиты новорожденных, был так называемый восковой агнец — диск из воска, на одной стороне которого изображался Агнец Божий, а на другой — папские инсигнии. С XIV века папы римские в первую неделю после своего избрания освящали такие диски, а затем повторяли этот ритуал каждые семь лет.
На гравюре изображен процесс производства и освящения восковых агнцев в промышленных масштабах.
На одной стороне футляра изображен неизвестный святой, на другой — Агнец Божий с надписью: «Агнец Божий, берущий на себя грехи мира, помилуй нас».
Присмотревшись, можно разглядеть на груди запеленутого младенца Иисуса рядом с кораллом круглый, почти незаметный диск — это восковой агнец без футляра.
В 1470 году папа Павел II издал буллу, в которой провозгласил чудодейственные свойства восковых агнцев, в том числе — способность помогать женщинам быстро и безболезненно производить на свет потомство. Формально Церковь продавала не их, а футляры, в которых хранились восковые диски. Агнцы были очень популярны — их давали в качестве приданого и покупали детям, прежде чем отправить их к кормилице. Помимо агнцев, освященных папой, были также распространены подделки.
Сами агнцы до нас не дошли: воск — очень недолговечный материал. Но осталось множество футляров, в которых они хранились, а также изображений и упоминаний в письменных источниках. Восковой агнец появляется даже в религиозных сценах — как амулет, защищающий самого младенца Иисуса.
Волчьи зубы
Образ был написан для оратория больницы Святого Якова близ Пистойи. Судя по изображениям игрушек и детей, при больнице существовал детский приют.
Иоанн Креститель протягивает Иисусу сразу несколько защитных амулетов: крест, волчий зуб, воскового агнца в футляре и коралл.
В руках у маленькой принцессы погремушка, увенчанная крупным волчьим клыком. Такое сочетание игрушки с прорезывателем было очень популярно в XVI–XVII веках, его можно часто увидеть на детских портретах того времени. Погремушка-прорезыватель-амулет крепилась на цепочку и вешалась на шею или на пояс ребенку, чтобы он ее не потерял.
Клыки волка, крупного и сильного хищника, высоко ценились: считалось, что они (по принципу симпатической магии) передают зубам ребенка волчью силу и крепость. Поэтому такой клык был популярным амулетом для совсем маленьких детей, у которых только появлялись зубы. Кроме того, обработанный волчий зуб служил отличным прорезывателем — дети могли его грызть и тереть им воспаленные десны.
Акульи зубы
Помимо волчьих зубов защитные свойства приписывались также зубам вымершей акулы мегалодона (Carcharocles megalodon), которые начали находить еще в древности. Долгое время их природа была неизвестна, и на ее счет существовали разные версии. Плиний Старший называл акульи зубы glossopetrae («языки-камни») и считал, что они упали с неба во время лунного затмения. В Средние века их продолжали называть языками — но уже языками змей. А на Мальте их считали чудесно появившимися изображениями языка святого Павла. В Деяниях апостолов говорится, что после того, как Павел потерпел кораблекрушение у Мальты, на него напала змея, но апостол удивительным образом не пострадал. Мальтийцы дополнили библейскую историю новыми деталями: якобы после этого Павел изгнал всех ядовитых змей с острова, а изображения его чудодейственного языка появились в скалах. Впрочем, полного согласия между мальтийцами по этому поводу не было — некоторые считали, что это языки тех самых изгнанных змей.
«Языкам» приписывалось множество чудодейственных качеств: способность снимать судороги, помогать в родах, отвращать злой глаз и излечивать хвори, уже наведенные колдунами и ведьмами. В измельченном виде они использовались для лечения лихорадки и болезней желудка. Помимо прочего, «языки» помогали уберечься от отравления: считалось, что, дотронувшись до ядовитого продукта, амулеты меняют свой цвет или «потеют». Такой инструмент был совершенно необходим кредентарию — специальному человеку в штате аристократических домов XIII–XV веков, который во время пиров сидел за отдельным столом и пробовал всю еду, чтобы узнать, не отравлена ли она.
На этой миниатюре изображен Александр Македонский, пирующий со своими приближенными. На заднем плане за столиком стоит кредентарий.
В ведении кредентария находились деревья с акульими зубами. Кредентарий по очереди снимал с такого дерева «языки» и обмакивал их в пищу или вино. До нашего времени сохранились всего четыре таких дерева.
Одно из этих деревьев выполнено в форме Древа Иессеева, то есть генеалогического древа Христа (внизу находится фигурка Иессея, отца царя Давида, наверху — Девы Марии с Младенцем). Сюжет не имеет никакого отношения к защитным силам «змеиных языков» и выбран, видимо, просто потому, что любое дерево в принципе ассоциируется с генеалогическим древом.
Истинная природа окаменелостей была открыта только в XVII веке: в 1616 году итальянский ботаник Фабио Колонна, а затем, в 1667 году, датский анатом и геолог Нильс Стенсен доказали, что glossopetrae на самом деле являются зубами акул. Будучи анатомистом и врачом при Фердинанде II, Стенсен уже изучал волшебные «языки», когда ему на стол попала голова гигантской белой акулы — высушенная и без зубов. Несмотря на это, ему удалось восстановить структуру челюсти и понять, что glossopetrae и есть акульи зубы.
Розарий
Довольно часто в качестве амулетов использовались предметы, изначально предназначенные для отправления религиозного культа. Вообще, отличить магию от религии не всегда просто. Считается, что религиозный человек верит, что Бога и святых можно умилостивить, уговорить помочь или дать желаемое. Между тем человек, который прибегает к магическим практикам, полагает, что сверхъестественными силами можно управлять, — например, произнося определенные слова, выполняя ритуалы и используя предметы, обладающие волшебными свойствами.
В этом смысле характерный пример — розарий. Так называются четки, состоящие из разных по размеру и материалу бусин и задающие определенную последовательность молитв. Перебирая бусины, человек должен читать «Аве Мария» или «Отче наш», в зависимости от того, какую бусину сдвинул. Когда в Европе появилась практика чтения розария, неизвестно; по легенде, первые такие четки Дева Мария подарила святому Доминику.
На полках в ювелирной лавке можно разглядеть множество разных предметов — в том числе нанизанные на шнурок бусины для розария, сделанные из различных материалов. Чуть ниже расположены ветка коралла и два акульих зуба.
Заказчики триптиха — Петер Ингелбрехт и его жена Маргарете — стоят на коленях, созерцая Благовещение (на другой панели). В руках у Маргарете розарий с подвеской в виде святого Христофора, а у Петера на шляпе маленький бутон розы. Как святой Христофор нес Христа, так и Маргарете хочет «понести» ребенка, зачать его.
Сцену с Поклонением волхвов обрамляет изображение роскошного розария, принадлежавшего Катерине Клевской (1417–1479). Кроме коралловых бусин к нему добавлены жемчужины и драгоценные подвески; дополнительно изображен бархатный мешочек с буквами CD (Catherina Duxissa — герцогиня Екатерина), в который складывали розарий.
В родильной комнате святой Анны на переднем плане мы видим пять женщин с крупными, тщательно выписанными розариями. Возможно, художник хотел изобразить посетительниц матери Девы Марии, а возможно — своих современниц, которые во время молитвы внутренним взором созерцают одну из тайн розария. В любом случае розарий здесь связан с темой родов.
У ног коленопреклоненной Девы Марии лежит сумочка, подобная сумочке Катерины Клевской; из нее выглядывают бусины розария (янтарные или стеклянные чередуются с большими по размеру металлическими). Дело не в том, что святая Мария читала «Аве Мария» — то есть молитву, обращенную к ней самой. Розарий был преимущественно женской практикой, а Дева Мария представлялась идеальной женщиной, то есть образцом для подражания.
Дева Мария держит в руках грушу (один из райских плодов, представляющих ее как новую Еву) и смотрит в книгу, в то время как младенец Иисус сосредоточенно изучает бусины ее розария. Его поза и занятие кажутся списанными с натуры. Сюжет с младенцем Иисусом, играющим с розарием, впервые появился около 1450 года и быстро завоевал популярность. Конечно, в нем можно увидеть богословский смысл (например, Христос размышляет о грядущих испытаниях), но вполне вероятно, что в данном случае розарий не символическая, а реалистическая деталь. Все младенцы в определенном возрасте любят тянуть маму за бусы или цепочку, а в позднее Средневековье многие женщины носили на шее розарии, которые должны были оберегать их и детей.
На этой необычной картине заказчица стоит на коленях перед Девой Марией и Младенцем, держа в руках розарий. Привлеченный его величиной и цветом, Иисус тянется к розарию и внимательно рассматривает его. Удивительное сочетание благочестия и стремления изобразить Божественного младенца похожим на всех остальных детей.
Казалось бы, это обычная молитвенная практика. Но по крайней мере в некоторых случаях чтение розария явно принимало характер магического действия. Тем, кто читал розарий, часто обещали индульгенции — так, в 1476 году папа Сикст IV официально объявил, что эти индульгенции касаются даже тех, кто уже пребывает в чистилище. Получалось, что от количества прочитанных молитв прямо зависело, на сколько лет меньше молящийся (или те, за кого он молится) проведет в чистилище.
Розарий могли читать и мужчины, и женщины, но в молитве «Аве Мария» речь идет о Марии как матери: она начинается со слов, которые во время Благовещения сказал архангел Гавриил («Радуйся, Мария, благодати полная, Господь с тобою»). Вторая строка — это слова праведной Елизаветы, узнавшей о беременности Марии («Благословенная ты в женах и благословен плод чрева твоего»). Из завещаний и переписей имущества XV–XVI веков известно, что матери дарили свои четки-розарии дочерям, а женихи — невестам. Кроме того, была распространена практика держать четки в руках или класть их на кровать во время родов. Таким образом, четки-розарии использовались одновременно и для молитвы, и как «семейный» амулет, способный помочь в трудную минуту.