Предыстория
В 334 году до н.э. Александр Македонский пересёк Геллеспонт и начал своё вторжение в могущественную Персидскую империю. После двух великих сражений и нескольких осад царь Македонии захватил большую часть территории Персии в Анатолии, Сирии и Леванте. Вместо того, чтобы продвигаться на восток, в сердце Персидской империи, он повёл свою армию на юг, в Египет. Завоевание Египта было необходимо Александру Македонскому, чтобы обезопасить свои линии связи. Персия всё ещё обладала мощным военно-морским флотом, который мог угрожать Греции и Македонии, поэтому Александру нужно было уничтожить все её базы. Египет также был богатой страной, и Александр нуждался в деньгах. Также необходимо было убедиться, что соперник не захватит Египет и не нападёт на территорию Александра.
Египтяне долгое время возмущались персидским правлением, поэтому приветствовали Александра как освободителя и не предпринимали заметных попыток сопротивления. Во время своего пребывания в Египте Александр Македонский стремился установить своё правление по образцу, который повторился бы на Древнем Ближнем Востоке. Он реформировал налоговый кодекс по греческому образцу, организовал вооружённые силы для захвата земли, основал город Александрию, восстановил храмы египетских богов, посвятил новые храмы и принёс традиционные жертвоприношения фараонам. Стремясь ещё больше узаконить своё правление и пойти по стопам героев и завоевателей прошлого, Александр также решил посетить оракула в Сиве.
Оракул в Сиве
Оракул в Сиве располагался в глубокой впадине, известной как оазис Сива, который расположен в изолированной части пустыни к северо-западной границе с Ливией. До одомашнивания верблюда Сива была слишком изолирована, чтобы полностью интегрироваться в Египет. Первые признаки египетского присутствия датируются девятнадцатой династией, когда в оазисе был построен форт. Во времена двадцать шестой династии фараон Амасис (570-526 гг. до н.э.) построил в оазисе святилище Амона, чтобы утвердить египетский контроль и более полно завоевать расположение ливийских племён. Амон был одним из главных египетских богов, которому поклонялись как царю богов. Однако в храме было мало египетского архитектурного влияния, что в свою очередь указывает на то, что религиозные обряды были лишь поверхностно египтизированы.
Первыми греческими посетителями Оракула в Сиве были путешественники по караванным путям из Киренаики в конце VI века. Весьма впечатлённые тем, что они обнаружили, они распространили славу об оракуле по всему греческому миру. Греки приравнивали Амона к Зевсу и называли бога, которому поклонялись в Сива, Амоном-Зевсом. Лидийский царь Крез и союзник фараона Амасиса приносили жертвы оракулу в Сиве от его имени, в то время как греческий поэт Пиндар посвятил богу оду и статую, а афинский полководец Кимон и вовсе обратился к нему за советом. Греки также включили Оракул в Сиве в свои легенды, утверждая, что храм был основан Дионисом, его посетили как Геракл, так и Персей, и что первая сивилла храма была сестрой сивиллы в храме в Додоне в Греции.
Мотивы Александра Македонского для поиска Оракула в Сиве, вероятно, были двоякими. Он хотел узаконить своё правление в глазах египтян, действуя как фараон, и надеялся, что Оракул в Сиве объявит, что он происходил из династии фараонов. Поскольку Оракул в Сиве находился на границе с Египтом, Александр также надеялся на то, что демонстрация его войск обеспечит хорошее поведение ливийцев и греков Киренаики. Некоторые источники предполагают, что дополнительной мотивацией было желание подражать великим завоевателям и героям прошлого, которые также посещали святилище.
В сопровождении части своей армии царь Македонии отправился к Оракулу в Сиве. Согласно некоторым источникам, в его походе ему помогло божественное вмешательство. Обильное количество дождя утолило их жажду, и их вели две змеи или вороны после того, как путь был потерян. Такая помощь была необходима, поскольку древние источники также говорят, что, когда персидский царь Камбиз (530-522 гг. до н.э.) послал армию, чтобы уничтожить Оракула в Сиве, все пятьдесят тысяч человек были поглощены пустыней. Однако, благодаря явным доказательствам божественной помощи, Александр Македонский и его армия смогли благополучно добраться до святилища Оракула в Сиве.
Встреча с Оракулом
Историки и учёные, исходя из полученных данных из различных источников, сходятся во мнении, что Александр Македонский был сражён на повал красотой оазиса и святилища Оракула в Сиве. Тем не менее, многие не совсем согласны с тем, что именно произошло дальше. Существует три основных источника о жизни Александра Македонского, которые были написаны Аррианом, Плутархом и Квинтом Курцием Руфом. Из этих трёх историй рассказ Арриана обычно считается наиболее достоверным, поскольку он почти напрямую опирался на труды полководцев Александра Македонского. Согласно Арриану, Александр проконсультировался с Оракулом в Сиве и получил удовлетворительный ответ. Арриан не рассказывает, о чём был задан вопрос или какой ответ получил македонский царь.
Плутарху есть что сказать гораздо больше, но он был философом-морализатором, а не просто историком. В его рассказе жрец приветствовал Александра Македонского как сына Зевса-Амона и сообщил ему, что мировая империя была зарезервирована для него и что все убийства Филиппа Македонского были наказаны.
Другая версия представлена Квинтом Курцием Руфом. По его версии, жрец Амона приветствовал Александра Македонского как сына Амона. Александр ответил, что его человеческий облик заставил его забыть об этом, и спросил о его владычестве над миром и судьбе убийц Филиппа Македонского. Квинт Курций Руф также говорит, что спутники Александра спросили, приемлемо ли для них воздавать божественные почести Александру, и получили утвердительный ответ.
История о том, что же ответил Оракул великому полководцу, обсуждалась на протяжении веков, вызывая множество вопросов и по сей день. В древности многие были готовы принять идею о том, что Александр Македонский был либо сыном Зевса-Амона, либо богом сам по себе. При всё этом было и много сомневающихся.
Современные интерпретации обмена мнениями между Александром Македонским и жрецом Оракула в Сиве сосредоточены на культурных различиях. Для греков было неслыханно, чтобы царь называл себя богом или сыном бога, хотя некоторые могли бы утверждать, что такой предок принадлежал к более ранним поколениям. В Египте к фараонам довольно часто обращались подобным образом, так что Александр и македонцы, возможно, просто неправильно поняли. Многие учёные и историки так же сходятся во мнении, что жрец пытался польстить македонскому завоевателю и заручиться его благосклонностью, сказав Александру, что ему суждено завоевать мир и что все убийства Филиппа Македонского были преданы суду, было очень мудрым и очень политически целесообразным заявлением.
Заключение
Многое было сказано о посещении Александром Македонским Оракула в Сиве как в древности, так и в современную эпоху. После посещения Оракула в Сиве великий полководец был изображён на монетах с бараньими рогами, торчащими из его головы. Это был символ бога Зевса-Аммона, и его можно было бы расценивать как Александра, демонстрирующего свою божественность. Это также было хорошей политикой, поскольку помогло узаконить его правление как иностранца в Египте и на других территориях Ближнего Востока. Изображения правителей как богов или с характеристиками богов были гораздо более распространены в этих частях света.
Но существовала и обратная сторона всего происходящего, на которую намекали многие древние авторы в своих трудах. По мере того, как завоевания Александра уводили его всё дальше и дальше, его спутники отмечали перемены в поведении. Полководец становился всё более непредсказуемым и деспотичным. Многие видели признаки мании величия и паранойи. Он также начал требовать, чтобы члены его суда совершили акт проскинеза, когда они предстали перед ним. Это был акт почтительного приветствия, при котором человек опускался на землю, чтобы поцеловать ноги или руки уважаемого человека. Для греков и македонян такой поступок предназначался исключительно для богов. Поведение Александра обострило отношения между ним и его спутниками до предела.
Несмотря на свою связь с Александром Македонским, Оракул в Сиве не совсем процветал после смерти завоевателя. Он оставался важным в эллинистический период, и, как говорят, его посещали Ганнибал и римлянин Катон Младший. Однако, когда римский путешественник и географ Страбон посетил город примерно в 23 году до н.э., Оракул в Сиве находился в явном упадке. В отличие от греков и других ближневосточных культур, римляне полагались на предсказания и чтение внутренностей животных, чтобы узнать волю богов. Последние надписи на святилище датируются временем Траяна (98-117 гг. н.э.), и, по-видимому, в этом районе был построен римский форт. Таким образом, какое-то время римские императоры всё ещё чтили это место за его культурное значение. После Траяна значение этого места продолжало снижаться, и святилище было в значительной степени заброшено. Амону или Зевсу-Амону всё ещё поклонялись в Сиве в течение многих веков. В 708 году н.э. жители Сивы успешно сопротивлялись исламской армии и приняли ислам только в XII веке; в этот момент все поклонение Амону, или Зевсу-Амону, предположительно, закончилось.
Сегодня в оазисе Сива можно найти множество руин, охватывающих большую часть истории региона. Однако только два места могут быть напрямую связаны с поклонением Амону или Зевсу-Амону. Это Храм Оракула и Храм Умм-Эбейда. Храм Оракула довольно хорошо сохранился, хотя есть сообщения о том, что скальный обрыв, на котором он расположен, становится всё более неустойчивым. В архитектуре Храма Оракула присутствуют ливийские, египетские и греческие элементы. На данный момент археологические исследования Храма Оракула крайне ограничены. Тем не менее существуют некоторые предположения и свидетельства того, что тело Александра Македонского могло быть доставлено в Сиву после его смерти, но это одна из многих теорий.
А в следующей статье, читайте также о том, какой была последняя воля Александра Великого, и что ещё удалось узнать учёным из древнего завещания.