1. Архип Куинджи был греком
Мастер родился в городе Мариуполь на Азовском море. Интересная внешность художника обусловлена его греческим происхождением. Архип Иванович Куинджи родился в семье обрусевшего грека Ивана Христофоровича Эменджи, сапожника и хлебороба, в татарском районе на окраине Мариуполя на территории современной Украины. Во время правления Екатерины II его предки вместе с другими греческими беженцами поселились недалеко от Азовского моря.
2. У художника было три официальных паспорта
Жизнь Куинджи всегда была полна тайн и легенд, и даже точная дата его рождения неизвестна. В Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге хранятся три паспорта художника, каждый с разным годом рождения - 1841, 1842 и 1843. Наиболее вероятной датой является 1842 год.
2. Архип Куинджи изначально не имел образования
В Академии художеств Куинджи никто не ждал с распростертыми объятиями. Жизнь в Петербурге началась с неудачных попыток познания высокого искусства. Его просто не взяли в Академию. Но выдающийся дар помог Куинджи добиться заметных успехов в искусстве. Талант позволил Куинджи даже получить стажировку в мастерской известного мариниста Ивана Айвазовского, а также посещать классы Общества любителей искусства. Потом его, наконец, заметили, присвоили звание вольного художника и даже допустили к сдаче экзаменов по специальности.
3. Фамилия художника переводится как «ювелир»
Куинджи — фамилия турецкого происхождения (тур. kuyumcu — «ювелир»), распространённая также среди азовских греков — румеев и урумов. Удивительно, но перевод его фамилии прекрасно отразился на всей его деятельности.
4. Куинджи любил птиц
Художник видел Бога в каждом живом существе: он обладал мистическим, религиозным складом ума и пантеистическим взглядом на мир. Он обожал природу всем сердцем. Говорят, Куинджи даже боялся затоптать траву ногами или случайно наступить на жука или муравья. Особенно любил художник птиц. Ему постоянно приносили голубей и воробьев, раненых от рогатки или просто больных. И тогда Куинджи и его жена лечили их, вынашивали и выпускали на волю.
5. «Украинская ночь» - работа, которую хвалили европейцы и не принимали на Родине
Первое признание принесли ему ранние картины «Осенняя распутница» (1870), «Ладожское озеро» (1870) и «На острове Валааме» (1873). В этот же период Куинджи активно путешествовал по Германии, Франции, Швейцарии и Австрии, где искал вдохновения и досконально изучал творчество великих мастеров.
Однако по возвращении он создает произведения, совершенно не похожие на те, что он видел в европейских музеях. В 1878 году на выставке в Париже, куда Куинджи приехал со своей молодой женой, он поразил французскую публику. Он был признан самым русским и оригинальным художником. В этом же году он начал работу «Украинская ночь». Картина имела большой успех в Париже. Но его не понимали петербургские коллеги, видевшие в его творчестве лишь иллюзорные цветовые эффекты и романтические поиски.
6. Под картиной Куинджи публика искала лампочку
Когда Куинджи вышел из «Товарищества передвижников», он выставил свою новую работу, которая сделала его популярным - «Лунная ночь на Днепре». Это был взрыв. Неудивительно, что художник так много экспериментировал с цветами и освещением. Он использовал специальные световые эффекты, чтобы нарисовать природу, и добился таких поразительных результатов, что люди, впервые увидевшие картину на выставке, пытались проверить ее оборотную сторону. Публика активно искала за полотном лампочку!
7. Куинджи использовал химические вещества в своей живописи
Новаторство Куинджи проявилось в его неутомимых поисках и экспериментах со светом, цветом и красочными пигментами. Художник сознательно использовал в своем творчестве последние открытия физики и химии. Например, в уже упомянутой картине «Лунная ночь на Днепре» смелый экспериментатор Куинджи использовал битум - темный материал, способный отражать свет. Картина выставлялась в зале с затемненными окнами, а поверх нее направлялся электрический свет. Благодаря этим приемам картина имела необычайный успех. Зрители были поражены эффектом света, который будто исходил от изображенной на картине луны.
8. Куинджи уволили с должности профессора за поддержку студентов
В 1894 году Куинджи получил приглашение стать профессором Академии. Он очень любил преподавать, а его ученики восхищались им. Однако, его карьера профессора продлилась недолго. Куинджи был уволен за поддержку студентов в их протестах против властей. Но он продолжал обучать своих студентов в частном порядке, а затем и оплачивал их поездки по Европе. Впоследствии Куинджи подарил Академии художеств крупную сумму денег, которая должна была быть использована для награждения молодых художников.
9. Куинджи завещал свое наследство в помощь художникам
В 1910 году художник составил завещание, согласно которому после его смерти «Общество художников им. Куинджи» должно было получить весь его капитал в размере 421 800 рублей, а также 228 десятин (почти 2,500 квадратных километров) земли на Южном берегу Крыма. Куинджи было важно, чтобы все его наследство служило во благо развития русского искусства. «Общество художников имени А. И. Куинджи» было создано в феврале 1909 г., за год до его смерти и просуществовало до 1930 г. Его основной задачей было оказание финансовой помощи художественным обществам и группам, а также талантливым художникам.
10. Куинджи 20 лет работал в мастерской, не выходя на публику
Увы, но на самом пике славы Куинджи стал затворником. В зените славы он исчезает из поля зрения публики и критики. Он продолжал работать, но двадцать лет никому не показывал свои полотна. Их, по подсчетам, было немало: примерно 500 эскизов и около 300 графических работ. Объяснения поведению такой известной личности биографы дать не могут.
Архип Куинджи родился в бедной семье, рано осиротел, но сумел своим талантом и упорством пройти путь от ученика ретушера в Таганроге до профессора Академии художеств и собственника многоквартирных домов в Санкт-Петербурге. Пройдя нелегкую жизнь и став миллионером, он оставался скромным человеком, выделяя средства своим одаренным ученикам и начинающим художникам.