Как все начиналось
Основоположник буддизма, сын непальского князя из знатного рода Шакья, Сиддхартха Гаутама жил в период VI-V вв. до нашей эры. Задавшись целью обрести душевное равновесие и покой, он перепробовал на себе большое количество религиозных практик и учений. Наконец, после того, как Гаутама достиг желанного блаженного состояния и освободился от жизненных забот и стремлений – он стал Буддой. Что в переводе с санскрита означает «пробудившийся».
Научившись погружаться в нирвану, Будда решил поделиться своими познаниями с окружающими. Для этого он начал проповедовать свои постулаты. «Пробудившийся» верил сам и доносил до своих последователей, что страдание (как физическое, так и душевное) неразрывно связано с самой жизнью. А причиной всех страданий являются обычные человеческие желания. И если их убрать – то все терзания и муки исчезнут сами по себе.
Разделение буддизма
Уже в период I-II веков нашей эры буддистская религия претерпела разделение на 2 основных течения: махаяна, или «широкая колесница» и тхеравада – «учение древних». Согласно догмам первого течения, достичь нирваны – конечной цели религиозных практик буддистов, может абсолютно любой адепт этого учения. Кроме того, махаяна превозносит идеал добровольного отказа от полного просветления ради наставления догмам других живых существ – так называемой бодхисаттвы.
Что касается другой ветви буддизма – тхеравады, то ее последователи считают реальность достижения нирваны только монахами. Следовательно, для простых адептов религии просветление является «недоступной опцией».
В настоящее время тхеравада широко распространена в государствах Юго-Восточной Азии – Камбодже, Лаосе, Мьянме и Таиланде, а также на острове Шри-Ланка. Ареал, который занимает буддистское течение махаяна более северный – Бутан, Вьетнам, Монголия, Непал, Тибет. Также адептами этой ветви религии являются буддисты российских республик Бурятия, Калмыкия и Тыва.
И махаяна и тхеравада не являются едиными учениями. Внутри они также разделены на множество религиозных школ.
Брат на брата
Несмотря на то, что буддизм крайне негативно относится к любому, даже малейшему насилию – исповедовавшие его государства и народы воевали ненамного меньше, чем христиане или мусульмане. И не только с «иноверцами», но и между собой. Одним из примеров такой вражды являются вооруженные конфликты между Бирмой и Сиамом (сейчас Мьянма и Таиланд). В период XVI-XIX вв. они воевали между собой примерно два десятка раз.
К тому же эти войны ничем не напоминали то, что их ведут адепты самой миролюбивой религии в мире. Так, весной 1767 года войска Синбьюшина – бирманского правителя из династии Таунгу, после долгой осады успешно штурмовали столицу сиамского государства Аюттхаю.
Буддийские воины Синбьюшина после завоевания города (население которого в то время составляло около миллиона человек) поступили, как варвары – они грабили, насиловали, уводили в рабство и убивали своих же единоверцев. В конце концов бирманцы полностью сожгли Аюттхаю. Вместе с ее пагодами и буддийскими храмами.
Воинственные аскеты Шаолиня
В Китай буддизм принесли индийские миссионеры в I веке нашей эры. Здесь он смешался с даосизмом и конфуцианством – традиционными духовными учениями Поднебесной. Главным центром новой религии в Китае становится монастырь Шаолинь.
Его монахи разработали и практиковали свой стиль боевого искусства кунг-фу – шаолинь цюань («кулак Шаолиня»). Несмотря на то, что этот вид единоборства изначально был придуман для самообороны – монахи-воины, или «усены», успешно использовали его на службе императорам Поднебесной.
Шаолиньские монахи боролись с пиратами, а также принимали участие в подавлении антигосударственных восстаний. Одной из ярких побед и демонстраций силы боевого искусства «шаолинь цюань» стала открытая вооруженная схватка 120 усенов с таким же по численности отрядом морских разбойников. В результате все пираты были уничтожены, при этом потери монахов составили всего 4 человека.
Монастырские разборки
В еще одну восточноазиатскую страну – Японию, буддизм пришел в XVI веке с Корейского полуострова. Здесь он частично слился с синто – «коренной» религией японцев. Особенно ярко буддизм переплелся с насилием в кодексе самураев «бусидо». Крупные буддийские монастыри редко уступали регулярным правительственным войскам в боевом мастерстве и готовности к военным действиям.
Сохэйи – японские монахи-воины, группировались в армии для боевых походов против богатых земледельцев или других монастырей. К тому же содержания собственной армии для отражения угроз агрессоров обходилось монастырской казне намного дешевле, чем наем воинских подразделений «на стороне».
Боевая магия буддистов
В XIX веке японские буддисты стали практиковать «вредоносную магию». Но так как сама религия отрицает причинение даже малейшего вреда любому живому существу – колдуны добавляли в свои ритуалы, как им казалось, «оправдательные оговорки». Такие, как «во благо общины» или «ради всех живых существ». Главными практикантами такой «боевой магии» в Японии были адепты тантрического буддийского направления Сингон.
Ключевым ритуалом сингонистов было обращение за помощью к Атаваке – предводителю всех существующих демонов. Такие ритуалы японцы применили после подхода к берегам архипелага эскадры США под командованием Мэтью Перри в 1853 году. Воззвание о помощи к Атаваке было «ответом» на требование американцев открыть страну для западных дипломатов и торговцев. Конечно же, предводитель демонов не смог помочь японцам противостоять силе современного оружия.
В период II Мировой войны практически все японские буддийские общины выступили с поддержкой милитаристской политики империи. В свои последние полеты пилоты-камикадзе брали фигурки или изображения Будды и бодхисаттв, а в буддийских монастырях регулярно проводились «ритуалы Аватаки» против американцев и их союзников. Как показало время, ничего из этого не помогло Японии избежать унизительного поражения.
Кровавый путь к буддистскому миролюбию
В XIII веке династия монгольских правителей Юань завоевала Китай и Тибет. Боясь уничтожения, тибетцы покорно приняли господство монголов, оккупация которых в результате с точки зрения религиозности оказалась весьма полезной. Буддизм из Тибета плавно перекочевал в Монголию, где быстро распространился.
В 1642 году Нгаванг Лобсанг Гьяцо – пятый Далай-лама, установил в Тибете теократическое государственное правление. Однако движение к власти для Гьяцо, который вошел в историю, как правитель, демилитаризировавший и сплотивший Тибет, было отнюдь не бескровным. Будучи еще лидером буддийской школы Гелуг, Далай-лама вел кровопролитные войны с адептами традиционной религии «бон», а также «конкурентами» из буддийского течения Кагью.
В конце концов тибетцы полностью отказались от ведения войн. Однако причиной этого решения было не
только миролюбивое учение Будды. Мир и спокойствие в Тибет принесла совокупность внешних факторов, случайных событий, а также уникальное географическое положение государства, которое сделало возможной его изоляцию от остального мира.
Вместо послесловия
История буддизма полностью разрушает устоявшийся миф о том, что адепты этой религии отличаются миролюбием от государств и народов, исповедующих другие теологические учения. По сути в мире нет какой-либо системы религиозных или же светских идей, позволившей бы полностью избавить человеческую цивилизацию от боли, страданий и насилия. Для достижения этой цели нужны совместные усилия со стороны как всего социума, так и каждого человека в отдельности.