Обличать эпоху Просвещения в клевете на Средневековье можно и нужно. Если этого не делать, можно получить в наследство предвзятое отношение к прошлому. Руководствуясь по большей части политическими мотивами, историки и литераторы изображали минувшие века периодом беспросветного уныния. Если нашим сентиментальным бабушкам хватало кровавых историй о беспричинных войнах и казнях, современный искатель жаждет более научно обоснованного повествования об ужасах Средневековья.
Внимательно присмотритесь к готической живописи, книжной миниатюре и скульптуре. В глаза бросятся очень странные позы у всех персонажей: живот выпячен, плечи отведены назад, а шея согнута. Кто попытается им подражать хотя бы несколько минут, почувствует, что для позвоночника это утомительно, да и с устойчивостью беда.
Необычные позы людей на старинных картинах нередко объясняли тем, что хороших художников в ту эпоху было мало, а церковь запрещала изображать человеческое тело. Сосуд греха на рисунках должен был иметь искаженные формы, которые свидетельствовали бы о его бренности и уродливости в сравнении с духовным миром. Такое объяснение не годится, если речь заходит об образах святых. Их-то живописцы должны были превозносить.
Раскрыть секрет причудливо изогнутых фигур взялись граждане, интересующиеся помимо всего прочего и медициной. Термин «средневековая» или «готическая сутулость» придуман ценителями прекрасного, а не врачами. Собственно, ставить диагнозы произведениям искусства, не обладая специальным образованием, допустимо, это никак не вредит пациентам.
Мнимые больные
Можно встретить утверждение о том, что в Средневековье большинство людей страдали искривлением позвоночника. Естественно, эта особенность отражалась в изобразительном искусстве. У аристократов, которых изображали древние художники, наблюдался гиперлордоз поясничного и шейного отделов позвоночника.
Причинами заболевания были:
- Перенесенный в детстве рахит.
- Частые беременности у женщин.
- Неудобная одежда.
- Отсутствие физкультуры в распорядке дня.
Из всего вышеперечисленного археологи подтверждают только первые две причины. Действительно, изучение останков знати прежних веков показывает, что недостаток витамина D испытывали многие малыши. Заботясь о здоровье детей, их практически не выносили на свежий воздух в младенческом возрасте. Многодетность была распространена и поощрялась обществом. На здоровье матерей это сказывалось не лучшим образом.
Допустим, похвастать отменной выправкой могли немногие, но считали ли кривобоких рыцарей и дам их современники симпатичными? Доморощенные историки от медицины приходят к выводу, что заболевания позвоночника считались модными, здоровые люди имитировали этот дефект.
Реальные больные
Чтобы понять, как в Средневековье относились к людям с нездоровой осанкой, стоит вспомнить английского короля Эдуарда III. Его останки удалось обнаружить и изучить. Монарх, действительно, страдал от искривления позвоночника. В народе этот изъян называли уликой, обличающей коварство короля.
Горбунов в средневековой Европе не любили, их болезнь считали отметиной дьявола. Высокие требования предъявлялись к выправке аристократов. Склонять голову знатный человек был обязан в храме и перед королем, а вот в присутствии простолюдинов подобное сочли бы за непристойное поведение.
Все, что нам известно об образе жизни членов благородных фамилий былых времен, подсказывает, что идеал красоты должен был обладать правильной осанкой. Тот, кто страдает болями в спине, не смог бы стать хорошим воином — вес доспехов быстро обездвижит несчастного. Спортом в Средневековье не занимались, но мальчики осваивали военную науку, а девочки учились танцам. Непростой парадный костюм с огромной шляпой сложно носить тому, кто сутулится.
Останки некоторых правителей и вельмож Средневековья были изучены археологами и медиками. Заболевания костей присущи правящему классу, правда, самыми распространенными были возрастные изменения суставов ног из-за неправильной диеты, больших нагрузок и иногда высокой массы тела. Массовой сутулости не выявлено.
Изобразительное искусство
Искать причины кривизны фигур нужно не в сфере медицины, а в густом замесе реалий быта, социальных норм, религиозных идеалов и моральных установок жителей Средневековья.
Если рассматривать изображенные тела отдельно от голов, то можно заметить, что художники хотели передать напыщенность своих моделей. Многих из них, в угоду моде, живописцы сделали значительно стройнее, оставив присущий дородному телу контур. Теперь отвлечемся от туловищ и обратим взор на головы. Они склонены в смирении, на лицах кроткое выражение, взор часто скромно опущен вниз.
Желая передать истинное положение дел, средневековые художники изображали земное величие героев и их покорность высшим силам. Тонкий философский подтекст был неправильно понят их потомками.