Произведение русского художника, предварительно оцененное специалистами в два-три миллиона фунтов стерлингов, было продано в торговом доме Sotheby’s почти в два раза дороже - за 4,3 миллиона (5,5 миллиона долларов США). Ранее его работы не оценивались так высоко. А предыдущий рекорд картин Маковского продержался более 10 лет. В 2007-м на Sotheby’s работа «Из повседневной жизни русского боярина в конце XVII века» была продана за 2 миллиона фунтов стерлингов.
Немного о шедевре
Константин Маковский (1839-1915) впервые предоставил «Игру в жмурки» на суд публике в 1900 году в выставочном зале Императорской Академии искусств, а через год в Санкт-Петербургском обществе художников, после чего это произведение внесли в каталог, как одно из выдающихся полотен Константина Егоровича.
Вдохновила художника на создание этой картины мода на идеализацию допетровских времен, которая буквально захлестнула в конце XIX века Россию. Аристократическое общество Санкт-Петербурга повсеместно начало устраивать костюмированные вечеринки, облачаясь в боярские кафтаны, кокошники и кожаные сапожки, которые так были популярны в боярской Руси. Именно на рубеже двух столетий Маковский создал целую серию работ на широко известные исторические темы, а также создал ряд картин, отражающих народные традиции и обряды древней Руси.
В «Игре в жмурки» художник заполнил сцену ярко одетыми персонажами, натюрмортом, старинной мебелью, красочными коврами и щедро расписными стенами. Такое изобилие натуралистично написанных атрибутов, было взято из личной коллекции произведений искусства, принадлежавшей самому живописцу.
Он увлеченно собирал предметы древнерусского быта, старинные украшения и костюмы, используя их впоследствии как реквизит при создании своих исторических полотен. Со слов дочери Елены, художник был настоящим знатоком русского антиквариата, и никогда не экономил на их приобретении. Предметы из его коллекции придавали сценам не только ощущение роскоши, но и реализм. А моделями для его персонажей зачастую служили члены семьи и друзья мастера. Так, детские образы, в «Жмурках» поразительно похожи на его отпрысков от третьего брака — с Марией Матавиной. Нужно отметить, что художником создана целая галерея реалистичных портретов его родных.
Как развлекались в прежние времена в разных странах взрослые и дети
Заглянув в мировую историю живописи, увидим, что увлекательная игра в жмурки увековечена и на множестве полотен художников разных стран, мастерски запечатлевших своих героев в процессе азартного развлечения.
И что любопытно, игра в жмурки была весьма популярна не только в России, а и во всем мире, о чем свидетельствуют работы живописцев разных стран и эпох. Так, в Англии эта игра издавна известна как «толчок слепца», в Германии - «слепая корова», в Италии - «слепая муха», в Испании - «слепая курица», в Швеции эта игра называется «слепой самец». А у французов игра Коллин-Майярд была названа в честь средневекового поединка между французским лордом Левеном и человеком по имени Коллин, который дрался молотом, будучи ослепленным.
К тому же в жмурки играют не только в Европе. К примеру, в Папуа-Новая Гвинея это развлечение именуется «kamu namu», а в Нигерии игра носит длинное название «Can you find the person who knocked you on the head?», в переводе означающее: «Можешь найти человека, ударившего тебя по голове?».
Хотелось бы также сказать, что во всех версиях суть этой игры сводится к одному: один из участников с завязанными глазами ловит других, а тот кого поймали, становится на место ловца.
Предлагаю посмотреть вам чудесную галерею живописных произведений, написанных художниками разных стран, посвященных этой увлекательной, азартной и динамичной игре. И нам совершенно все равно как она называлась или называется, она по-прежнему остается любимой игрой детства, в которую и в прошлые века любили играть дети и взрослые.
Эту популярную тему затрагивают и современные художники-живописцы, изображая не только детей, а и взрослых, тем самым придавая своим полотнам более глубокий философский смысл.
Русское искусство с каждым годом на мировом рынке стремительно подымается в цене, что, впрочем, вполне закономерно. Так, совсем недавно, а если быть точнее, чуть больше месяца тому назад натюрморт Кузьмы Петрова-Водкина побил все рекорды на «русских аукционных торгах». Его «Натюрморт с сиренью» ушел с молотка за рекордную сумму - почти в 12 миллионов долларов при изначальной экспертной оценке в полтора миллиона.