Статуя является ознаменованием победы Полизала Гелийского, восседающего на своей колеснице на Пифийских играх в 478 г. до н.э. в Дельфах. Возница изображен в момент победы, когда он представляет зрителям свою колесницу и лошадей. Гениохос был фрагментом большей скульптуры, в которую входили по крайней мере четыре лошади и два конюха.
Гениохос — особый экспонат музея, и это последний предмет, который посетители видят в своем туре. Рядом со статуей есть рисунок недостающих частей и маленькие кусочки того, что от них осталось. Считается, что скульптором статуи был Пифагор Самосский, но скульптор Каламис из Сицилии также принимал участие в ее создании.
В то время сицилийские города были очень богатыми, и только их правители могли позволить себе заказывать подобные статуи. Однако маловероятно, что статуя действительно родом из Сицилии, и поскольку мастер остается неизвестным, многие считают, что она была сделана в Афинах. Причина: стиль и декоративная работа статуи.
Дельфийский возничий очень похож на статую Аполлона Пирей, которая, по утверждениям историков, была сделана в Афинах. Фигура Гениохоса — это молодой человек в мантии или длинной тунике (ксистон), которая была традиционной одеждой возничего. Туника затягивалась белым поясом, а две другие ленты перебегали через плечи. В Древней Греции этих мужчин тщательно отбирали, и наиболее важными характеристиками были их рост и вес: чем они были выше и легче, тем лучше.
Считается, что этот молодой человек был из дворянской семьи. Для Панэллинских игр все гонщики на колесницах были выбраны из элиты. Возничий очень силен, что видно по его рукам и позе. Одна из самых интересных особенностей — его инкрустированные глаза, сделанные из стекла (оникса).
Эта бронзовая статуя сохранилась, потому что была похоронена под обвалом в городе, возможно, во время землетрясения в 373 году до нашей эры. Части, которые отсутствуют у статуи, — это маленькие детали ресниц, губ и его левого предплечья. Стиль молодого человека классифицируется как «ранний классический». Статуя определяется как натуралистическая, а интровертное выражение лица Возничего сравнивают со старой архаичной улыбкой.
Этой улыбкой пользовались древнегреческие скульпторы, когда хотели показать, что их объект спокойный и наполненный благополучием. Лучшим примером этого выражения является Курос, но Гениохос был представлен даже более натуралистично, чем эта статуя.
Спустя десять лет после открытия Возничего испанским дизайнером Мариано Фортуни-и-Мадрасо было разработано дельфийское платье, вдохновленное одеждой статуи. Эти платья считаются одним из важнейших предметов моды 20 века.