Жан Беро
Французский художник русского происхождения Жан Беро - наиболее известный своими картинами парижской жизни и портретами высшей элиты. Его стиль был похож на стиль Эдгара Дега. Это золотая середина между между традиционной академической живописью, которую можно увидеть в парижских салонах, и ранним импрессионизмом. Родился 12 января 1849 года в Санкт-Петербурге. Его отец работал скульптором в Исаакиевском соборе, после смерти которого вся семья переехала в Париж, где он должен был получить образование адвоката. После окончания франко-прусской войны Беро бросил юридическую школу и занялся живописью. Он учился у Леона Жозефа Флорентин Бонната в Школе изящных искусств. Художник пользовался успехом в салонах Парижа на протяжении всей своей карьеры, а сегодня работы Беро находятся в лучших коллекциях Художественного института Чикаго, Лувра в Париже, Метрополитен-музея в Нью-Йорке, Национальной галереи в Лондоне и других музеях.
Эдгар Дега
Эдгар Дега - французский художник, известный своими работами в живописи, скульптуре, гравюре и графике. Он считается одним из основателей импрессионизма, хотя предпочитал, чтобы его называли реалистом. Дега известен своими работами с темами танца, балета и...бытовых женских сюжетов. Его портреты считаются одними из лучших в истории искусства. В начале своего карьерного пути Дега собирался стать историком (он уже был подготовлен к этому направлению благодаря академическому образованию и тщательному изучению классического искусства). Однако, в свои тридцать с лишним лет он кардинально изменил курс и, применив традиционные методы исторического художника к современной тематике, стал классическим художником. У Дега свой особый стиль, отражающий его глубокое уважение к старым мастерам и восхищение Жаном Огюстом Домиником Энгром и Эженом Делакруа. Он также был коллекционером японских гравюр, чьи композиционные принципы повлияли на его творчество, равно как и энергичный реализм популярных иллюстраторов.
Творчество Беро и Дега
Творчество Беро было близко к творчеству Эдгара Дега, с которым его помимо общих интересов связывала дружба. Дега и Беро были едины в своем интересе к изменяющемуся облику Парижа, в своей любви к быстрому нанесению краски (быстрым мазкам). Они часто отражали одни и те же сюжеты и одних и тех же героев. Но Жан Беро был более погружен в классические традиции живописи. Он демонстрировал нетрадиционные библейские сцены в неожиданных композициях, создав огромный шквал эмоций у публики того времени. При всем при этом, он был любим зрителями салонов и вызывал восхищение. А вот работы Эдгара Дега на протяжении всей его карьеры получали разную оценку: и презрение, и восхищение. Будучи многообещающим классическим художником, Дега представил в салонах Парижа ряд своих картин (они получили похвалу от Пьера Пуви де Шаванна и критику от Кастаннари). Вскоре Дега объединил свои силы с импрессионистами и отверг жесткие правила и элитарность салона - точно так же, как салон первоначально отверг экспериментализм импрессионистов.
Для сравнения стиля и творчества художников рассмотрим наиболее близкие сюжеты в их работах:
«Абсент» Дега и «Выпивающие» Жана Беро
Первое, что бросается в глаза зрителю - палитра. Эдгар Дега (первая картина) использует более блеклую палитру, более горчично-болотные, темно-зеленые цвета (болезненные, как и сам алкоголь). Посетители этого кафе - потерянные в жизни люди, с пустым и даже безнадежным взглядом. Многое выдают неловко выставленные ноги героини (она не беспокоится о чужом мнении, она вся погружена в свои мысли и жизненные перипетии). Также обреченно выглядит ее сосед, неаккуратно и неряшливо одетый мужчина лет 40 с бородой. Что касается самого заведения, это не элитное кафе, а скорее забегаловка для часто выпивающих слоев общества.
В резком контрасте находится картина Жана Беро. Неспроста его называют художником «блеска и лоска». Ведь даже выпивающие люди с его картины - в частности женщина - аккуратна и хорошо одета. На голове у нее красивая шляпа и перчатки в тон ее платью. Ее сосед (больше похожий на героя с картины Дега), по всей видимости пришел не с ней. Слишком они разные. Он не аккуратен, на его лице уже многодневная щетина. Он также курит сигарету, как мужчина на картине Дега. Они оба не сняли шляпу как того требует этикет. Женщина не пьяна, она даже не допила свой бокал. Напротив, она со скучным вопрошающим взглядом смотрит на зрителя. В этом еще одно отличие Жана Беро и Эдгара Дега: у первого герои картин смотрят на зрителей, художник словно создает диалог. А у Эдгара Дега герои заняты своими ежедневными делами, художник словно поймал момент и запечатлел их. Заведение Беро значительно отличается интерьером (оно рассчитано на элиту). Палитра Беро более яркая и контрастная, не создает ощущения болезненности или обреченности.
«Оркестр Оперы» Дега и «Сцена в театре» Жана Беро
Вторая пара картин, близких по сюжету, связаны с темой оркестра. Опять же бросается в глаза разница в палитре (Дега используют более блеклые краски, Беро более контрастную и яркую палитру). Эдгар Дега сделал акцент на оркестре и, если быть точнее, на взрослом музыканте с усами, играющем на саксофоне. Зрители видят его в самый яркий момент его игры, когда щеки музыканта надуты в стремлении сыграть по нотам. Зрители видят лишь ноги балерин, исполняющих свою композицию. А вот Жан Беро сделал акцент на веселом округлом мужчине на сцене, который буквально подпрыгнул от смеха. Неспроста картина называется «Сценка» (а не «Сцена»). Вполне возможно, что сюжет этой сценки комичный, что и вызвало такую бурную реакцию мужчины.
«Урок танцев» Дега и «Парижское кафе» Жана Беро
На третьей паре картин становится уже ясной любимая палитра двух художников: зрители уже знают, что Эдгара Дега влекут темно-бежевые, болотные оттенки, а Жан Беро любит красно-оранжевую палитру. Снова бросается в глаза разница в лицах героев: у Эдгара Дега танцовщицы заняты своей репетицией, они внимательно слушают наставления своего преподавателя. А вот на картине Жана Беро танцовщицы словно заигрывают со зрителями, две женщины в самом процессе своих танцев смотрят прямо на наблюдателя, приглашая присоединиться к их веселью.
Самое главное отличие двух мастеров в том, что Дега описывают бытовые ситуации, ежедневные, рутинные, а Жан Беро демонстрирует блеск, лоск, элиту, жизнерадостность.