Расширение «немецкого мира»
«Германия» — название земель в Центральной Европе, которое чаще всего использовали романские народы. Но проживавшие на этих территориях люди предпочитали определять себя как жителей «deutsche Lande Deutschland», которые говорили на народном языке — deutsch.
Страна эта расширялась с конца 11-го века. Благодаря усилиям двух могущественных князей — Альбрехта Медведя из рода Асканиев и Генриха Льва из рода Вельфов — в состав немецких земель вошли территории по левому берегу Эльбы. Подобными акциями на юге империи занимались и Бабенберги. Дело расширения «немецкого мира» было подхвачено Тевтонским орденом, но уже в первой половине 13-го века. Помощь крестоносцев была востребована у восточных соседей и союзников (например, короля Богемии, герцогов Мекленбурга и Силезии). Немецкие колонисты обеспечивали плотное заселение плохо освоенных земель.
Лица, которые занимались организацией расселения колонистов на новых землях, назывались locatores. Новые поселения использовали основное немецкое право Ius Teutonicum, которое было даровано и славянским земледельцам. К середине 13-го века колонизаторская практика была более эффективным способом в освоении и христианизации новых земель, чем крестовые походы (например, экспедиция 1147 года против полабских славян и лужицких сербов). Первооткрывателями были в основном монахи цистерцианцы и премонстранты. В 13-м веке в Силезии уже было более тысячи немецких деревень.
На побережье от Любека до современного Тарту были основаны новые города, в том числе Рига и Кёнигсберг. Балтика стала бассейном Ганзейского союза — самой успешной торговой корпорации, созданной немцами. Также была открыта новая дорога через Сен-Готард, которая существенно облегчила путь из Германии в Италию. Немецкие земли стали бурно развиваться за счёт торговых потоков с севера и юга.
Город и поместье
Новые города получили куда больше вольностей, чем ранее. Магдебургское право было распространено на севере и востоке Германии. Эти документы всё ещё ограничивали независимость городских жителей. При этом положение горожан в немецких землях было куда привлекательнее, чем у жителей сельской местности.
Желание простолюдинов переселиться в город предусмотрели сеньоры: они даровали грамоты, которые освобождали население сел от податей. В поселениях рядом с городами было разрешено создавать коммуны. Но крестьянство не пользовалось почётом в Германии. В 12−13 вв. происходит рост знатных семейств. В последствии их представители стали министериалами и заняли серьёзные позиции при дворах князей. Начался «золотой век» для рыцарства и мелкого дворянства.
Культурный подъём
Министериалы из знатных семейств улучшили состояние культуры. Поэтическое творчество получило широкое распространение. Латынь вошла в моду. Миннезингеры стали главными певцами куртуазной любви. Рыцарская этика, любовь и сатира воспевались в произведениях Томаса фон Церклера, Хартмана фон Ауэ, Вольфрама фон Эшенбаха, Готфрида фон Штрасбурга, а также Вальтера фон дер Фогельвайде. Новые культурные поветрия шли из Франции. Творчество Кретьена де Труа сильно повлияло на немецкую средневековую поэзию. Появились новые произведения в эпическом жанре: к 1200 году в окружении епископа Пассау была сочинена «Песнь о Нибелунгах». Новые веяния в архитектурном искусстве также проникли в Германию из Франции: Кёльн, Марбург, Магдебург и другие города преобразились.
Право также развивалось. В начале 13-го века появилось «Саксонское зерцало», записанное Эйке фон Репкофом. Этот немецкий правовой сборник сохранил в себе множество обычаев. В нём есть записи, описывающие императорские институции. Вся процедура выборов императора сохранилась в этом сборнике. Именно отсюда мы узнаём о «концепции семи щитов», которая описывала систему призыва на ленную службу. Два первых щита объединяли светских и духовных князей, остальные — служилых людей.
Комплекс наречий, на которых говорили немцы в разных регионах Германии, уже тогда воспринимался как единый язык (с определёнными оговорками). Оттон Фрейзингский в своих «Деяниях» отмечал, что в Германии конца 12-го столетия чувствовался подъем национального самосознания.
На период правления Штауфенов в Германии (12−13 вв.) пришлось рождение национальной элиты и культуры. Наследие Фридриха Барбароссы и его потомков сильно повлияло на дальнейшее развитие немецкого государства.