«iБой», «Милый друг» и «Ведьма»: малоизвестные фильмы про сверхспособности
361
просмотров
Не раз бывало, что малобюджетное кино успешно соперничало с раскрученными лентами. Надеемся, что наши подборки таких фильмов помогут киноманам найти себе что-нибудь по душе за пределами Голливуда.

В новой подборке мы рассказываем о необычных лентах про людей со сверхспособностями. Кто-то родился с необычным даром. Кто-то приобрёл его случайно. А кого-то вынудили взять на себя это бремя — и совсем не с добрыми намерениями. Эти персонажи совсем не похожи на традиционных супергероев из комиксов. Просто обычные люди — с необычными возможностями.

У трёх фильмов, о которых мы расскажем, есть общая черта — оригинальная задумка. К сожалению, отличной идеи не всегда достаточно, чтобы создать по-настоящему яркое произведение. Тем не менее, все сегодняшние фильмы интересны — каждый по-своему.

«iБой»: кибербог из трущоб

Старшеклассник Том Харви живет в лондонских трущобах, населённых бедняками и мигрантами. Увидев, как насилуют его одноклассницу Люси, парень пытается вызвать полицию и получает пулю в голову. Но пуля попала в смартфон, приложенный к уху мальчика, и крошечные осколки микросхем угодили Тому прямиком в мозг. Теперь парень может простым мысленным усилием подключаться к интернету, компьютерам, смартфонам и даже управлять электроприборами. Прямо с Youtube Том «загружает» в себя навыки вроде владения кунг-фу. Впереди — месть тем, кто надругался над Люси. Ну и другим отморозкам тоже не поздоровится.

Фильм Netflix основан на одноименном романе Кевина Брукса, и главная его приманка — сама идея. Нельзя сказать, что она блещет оригинальностью — дар мысленного контроля над компьютерами, например, был у героя романа Роджера Желязны и Фреда Саберхагена «Витки». А это, на минуточку, аж 1982 год. Тем не менее, «iБой» выглядит очень актуально в эпоху тотальной зависимости от компьютерных и мобильных технологий.

Делали фильм британцы, потому перед нами мрачноватый криминальный триллер без намека на приглаженность, привычную для американского подросткового кино. Герой — ничем не примечательный парень, типичный обитатель социального дна. Его мир — бетонные многоэтажки в преступном районе. Убогая и унылая школа. Загаженные, плохо освещённые улицы. Кругом безнадёга. Неудивительно, что местная молодежь не мыслит жизни без наркоты и насилия. На таком фоне способности Тома могли бы стать для него билетом в лучшую жизнь. Увы, сам он этого не понимает и зацикливается на мести — и сюжет от этого много теряет.

Но самый существенный недостаток фильма в другом. Дело в том, что он выглядит как неплохой пилот для сериала, этакая интересная завязка многослойной истории. Ведь у Тома впереди немало возможных дорог и свершений. Например, можно получше разобраться в своих способностях — под занавес фильма они выходят на новый уровень. Есть даже намек на контакт с неким внутрисетевым искусственным разумом — своеобразным виртуальным богом.

Так что идей, куда развить эту историю — море. Тут и высокотехнологичный аналог «Карателя» про бескомпромиссную схватку с криминалом, и шпионская история в духе приключений спецагента-тинейджера Алекса Райдера, и посткиберпанк про борьбу с социальной несправедливостью… Даже нацеленная на саморефлексию и личностный рост психологическая драма могла бы получиться интересной. Но, увы — фильм так и остался юношеской супергероикой с пасмурным настроением и робкой надеждой на лучшее будущее. Эх, жаль, что не стали делать сериал…

Кому стоит смотреть? Поклонникам чернушно-реалистичной фантастики и тем, кто способен самостоятельно дофантазировать приключения протагониста в духе «вот я бы на его месте!..»

«Милый друг»: суперсила, основанная на лжи

Юный подкидыш Симон вырос в приюте, но в восемь лет мальчик обрел чудесную приемную семью — супругов Дюран с двумя детьми, Тома и Мадлен. И лишь новым брату и сестре Симон поведал свою тайну — с рождения он обладает невероятным даром. При желании он может превратиться в любого человека, стоит хотя бы раз дотронуться до него. Эта способность могла быть источником безобидных проказ, однако обернулась болью, страхом и ложью. Так вышло, что из-за ошибки Симона его названый брат погиб. Боясь утратить семью, Симон превратился в Тома, обманув всех вокруг. Даже став взрослым, он продолжает жить в чужом теле, но всё чаще задумывается о том, чтобы вернуть добровольно утраченное «я».

В оригинале эта франко-бельгийская картина называется «Последняя жизнь Симона». Название многослойное — ведь главный герой действительно прожил не одну жизнь. И какая из них настоящая?

Фильм — в первую очередь, конечно, драма. Способность Симона совершенно фантастична и не имеет логического объяснения. При желании на этой основе можно было выстроить супергероический боевик. Представьте, какие возможности открываются перед универсальным оборотнем! Можно стать преступником, шпионом или борцом с криминалом — неуловимым, меняющим личины, способным проникнуть куда угодно. Однако авторов фильма интересует моральный выбор героя и его последствия.

Ведь когда Симон притворился другим человеком, пожертвовав своей личностью, он сделал это не только (не столько?) из эгоистических соображений. Он успел искренне полюбить семью Дюран и не хотел причинить им боль. Смерть приемного сына тоже стала бы трагедией, но сколько с ними пробыл Симон — пару месяцев? Хотя, конечно, сложно сказать, какой из мотивов был важнее для восьмилетнего ребёнка.

Тем не менее, свой выбор Симон сделал, долго и успешно контролировал новый образ, а потом взял и всё разрушил. Не просто так, конечно, а из любви к своей сестре Мадлен. Стоило ли оно того? Авторы не дают однозначного ответа, предоставляя зрителю право самостоятельно это додумать. Ведь вся наша жизнь — бесконечная цепочка решений, за многие из которых приходится расплачиваться. И иногда — очень жестоко.

Фильм понравится далеко не всем. Это по-настоящему европейское кино — размеренное, медитативное, душевное. А вот динамики картине явно недостает, хотя ближе к финалу появляется что-то похожее на саспенс.

Кому стоит смотреть? Любителям пронзительных, царапающих душу драм, наполненных размышлениями и переживаниями. Не зря фильм получил приз зрительских симпатий сразу на трёх кинофестивалях.

«Ведьма»: корейская чудо-девушка поневоле

Бездетные супруги-фермеры нашли маленького ребенка и, не желая отправлять дитя в приют, приняли как родное. А ребенок оказался непростой, с необычными способностями. Знакомая завязка? Вот только ребенок — девочка, а фермеры не супруги Кент и не из Канзаса. Дело происходит в Корее — и значит, впереди много драмы, переживаний и кровавого насилия.

У современного корейского экшена есть своеобразная репутация с устойчивыми клише. И «Ведьма» им отчасти следует. Тем более, что фильм по собственному сценарию снял Пак Хун-джон — автор «Нового мира», одного из главных шедевров азиатского гангстерского кино. Стиль этого режиссера — сплавлять реалистичную бытовуху с брутальным насилием. И вот на этом живописном фоне действуют раздираемые противоречиями сильные герои с тщательно проработанным внутренним миром.

Впрочем, «Ведьма» не лучший фильм Пак Хун-джона. Понятно, что «Новый мир» не переплюнуть, но даже на фоне других картин режиссера, вроде «Я видел Дьявола» или «V.I.P.», эта лента теряется. У «Ведьмы» три основные проблемы.

Во-первых, неравномерный темп. После кровавого пролога больше половины экранного времени мы наблюдаем обычную жизнь девочки Ку Чжа-юн: она учится в школе, общается с подругой, увлекается музыкой, испытывает жизненные трудности, ухаживает за больной матерью. Ну, ещё она ничего не помнит о прошлом и временами страдает от мигрени. В общем, всё.

Вероятно, автор хотел, чтобы зрители прониклись к героине симпатией, получше узнав её. Но беда в том, что интересной личности не получилось. Даже необычные способности героини (впрочем, поначалу малозаметные) не делают девочку притягательным персонажем.

Вторая проблема в том, что остальные герои не лучше. Они плоские. Для Пак Хун-джона это нетипично, наоборот, тщательно проработанные персонажи — фирменная фишка режиссера. Возможно, он слишком оглядывался на голливудские образы сильных женщин, отказавшись от собственного стиля? «Ведьма» — первая попытка Пак Хун-джона поставить в центр истории женщину, и, видимо, он ещё не понимает, как это правильно сделать.

Наконец, третья проблема ленты — это всего лишь половина истории. Финала у «Ведьмы» нет, ждите продолжение. В международный прокат картина даже вышла с названием The Witch: Part 1. The Subversion. А вторую часть с рабочим подзаголовком The Collision анонсировали на конец следующего года.

Так почему же, несмотря на все косяки картины, её всё же стоит посмотреть? А хотя бы ради второй половины фильма, где налицо все типичные достоинства корейских боевиков. Тут и напряженный сюжет, заставляющий затаить дыхание. И драматичные повороты, резко бьющие по нервам. И шикарный экшен с типичным для азиатских фильмов кровавым натурализмом. Под занавес с кровушкой даже переборщили, словно оправдываясь перед зрителями за слишком обыденную первую половину. Увидим мы и проявление сверхспособностей героини, которые та, оказывается, обрела поневоле.

Всего этого достаточно, чтобы не только посмотреть картину, но и с интересом ждать её продолжения. Жаль только, что корейцы так заметно стали работать «под Голливуд» — сила их кинематографа как раз в самобытности.

Кому стоит смотреть? Поклонникам современных азиатских боевиков, где напряженный сюжет, эффектный экшен и реалистичная жестокость более-менее удачно сочетаются с психологической драмой.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится