Предания об Ифигении мы встречаем в произведениях Еврипида. Особенностью сюжета является появление божественного создания в финале истории. На тот момент такой приём не был редкостью, но в данном случае он лишь усложняет структуру и идею. Впрочем, вероятнее всего автор хотел показать волшебный элемент, который тогда, в период войн и разрушений, был особенно приятен зрителю и слушателю.
История об Ифигении разбивается на две части, разделённые временным периодом. Согласно первой версии, красавица разгневала богиню охоты, а потому Артемида приказала своим помощникам принести в жертву Ифигению. Проходит время, и такая трактовка уже не подходит грекам. Во-первых, им чужды человеческие жертвы, во-вторых, считать такую историю основной значило бы бросить тень на прекрасную Артемиду. На тот момент культ Артемиды становится олицетворением помощи молодым и невинным, а значит, богиня не стала бы требовать такое ужасное наказание. Поэтому на свет появилась совершенно другая история, которая стоит особого внимания.
Согласно второй версии, Ифигения содержалась в заключении до вынесения приговора. Когда же пришли воины, получившие приказ отвести её к месту казни, её мать бросилась к ней. Но девушка попросила её остаться, так как считала, что сама должна предстать перед священным алтарём.
Её мать прождала несколько долгих мучительных часов. Вдруг она заметила бегущего к ней человека. Он сообщил, что дочь её не погибла. Он и сам не знал, что произо15шло, но в тот миг, когда должна была свершиться казнь, все вдруг увидели на алтаре убитую лань. Девушки нигде не было. Мать Ифигении решила, что помогла им сама Артемида, которая, вероятнее всего, забрала её дочь на небо.
На самом деле всё было не совсем так. Богиня действительно перенесла девушку в более безопасное место. В Тавриде, где теперь жила Ифигения, приносили в жертву любого грека, оказавшегося в этих краях. Саму её такая участь миновала, так как она служила при храме. Но сама Ифигения вынуждена была освящать кровавые ритуалы.
Однажды к берегу земли тавров причалил корабль. С него сошли двое греков. Судя по тому, что они сами остановились у этого побережья, можно было предположить, что молодые люди знали, на какой риск идут. Это был Орест со своим другом. Как рассказывает нам история этого царевича, он стал убийцей собственной матери, что предала весь его род. После очищения от кровопролития его всё равно продолжали преследовать злобные Эриннии, наказывающие всякого, кто посягнёт на чужую жизнь. Согласно пророчеству, чтобы избавиться от Эринний, Орест должен был поехать в Тавриду и привезти оттуда изображение Артемиды.
Молодым людям не удалось остаться незамеченными, а потому уже вскоре к Ифигении пришёл храмовый служитель и сообщил, то поймана пара греков. Она должна была готовить всё для принесения в жертву своих соотечественников. В этот момент её отчаяние, как бывало и прежде, взяло верх над чувствами. Она начала размышлять о том, ради чего происходит кровопролитие. Нежели сама богиня требует этого? Ответ в её сознании был отрицательным. Ифигения не верила, что бессмертные способны на такие ужасные поступки – во всём была лишь вина жестоких людей.
Когда девушка осталась наедине с пленниками, она расспросила их о родных краях. Ей стало так горько, что слёзы покатились по её лицу. Орест попросил её не страдать из-за них. Но Ифигения продолжала задавать вопросы. Орест рассказал, что происходит родом из Микен, где царём был Агамемнон (он не сказал напрямую, что приходится тому сыном). Он поведал трагическую историю своей семьи, а Ифигения поддержала справедливость наказания его матери за предательство. Затем девушка спросила, вспоминают ли хоть иногда дочь царя. Орест молвил, что лишь тогда о ней заговаривают, когда речь идёт о мёртвых. После этих слов Ифигения не выдержала. Она прямо спросила юношей, смогут ли они стать посыльными и передать от неё послание, если, конечно, она спасёт их. Орест ответил, что спасти нужно лишь его друга, так как он прибыл сюда за ним. Жрица дала согласие, а через несколько минут принесла свою записку. Ифигения отметила, что в случае потери письма посланник всё равно должен знать, что написано в нём, а потому рассказала, о чём написала. Оказывается, она молила своего брата Ореста спасти её и увезти отсюда. Ведь она не погибла – он должен это знать, и лишь в его силах прекратить её вечные мучения. Юноши были потрясены её словами.
Когда Орест объяснил девушке, кем приходится на самом деле, слёзы радости полились из её глаз. Две родные души, нашедшие друг друга, не помнили себя от счастья. Но сначала нужно было уходить из этих мест, а уж потом веселиться. Орест предложил убить царя, но Ифигения отвергла это предложение, так как местный правитель всегда благосклонно относился к ней. Тогда она задумала иное.
Под предлогом, что пленники слишком грязны своими помыслами и душами, Ифигения взяла скульптуру Артемиды и направилась с процессией к берегу. Она объяснила царю, что всё это необходимо для ритуального очищения. Трое людей прошли за скалы, а скрывшись, сели в судно, которое ждало их. Но вдруг подул сильный ветер, и корабль начало относить обратно. В этот момент обозлённые тавры уже всё поняли, а потому ждали на побережье. Когда Ифигения со своими соратниками уже была под угрозой гибели, вдруг появилась Афина, которая запретила жителям Тавриды противиться воле богов. После этого шторм утих, а путники невредимыми отправились в родные края.
В истории об Ифигении особое место занимает сила судьбы и воля высших сил. Этот миф характеризуется яркими описаниями и динамичным сюжетом, но главным в нём является гуманистическое начало, которое и «переписало» концовку этого предания.