Многие помнят историю создания картины Ильей Репиным "Иван Грозный убивает сына", а также знают о роковых обстоятельствах, настигших моделей и самого создателя этого полотна. Так, Всеволод Гаршин, позировавший для образа убитого царевича, в состоянии глубочайшей депрессии выбросился с четвертого этажа. А художник Григорий Мясоедов, послуживший моделью для образа царя Ивана Грозного, однажды в гневе чуть было не убил своего маленького сынишку, в будущем ставшего также художником… "Илья взял царя Грозного с меня, потому что ни у кого не было такого зверского выражения лица", - говорил потом художник.
У самого же автора полотна, вскоре отсохла правая рука, и до конца жизни Репин был вынужден работать левой. Мистика, скажете… Как знать?...
Однако речь сегодня не о картине Репина, а о судьбе художника-передвижника Григория Мясоедова, имя которого после его смерти было забыто… И как бы вы думали из-за чего? К забвению талантливого живописца руку приложил самый родной человек. Сразу после кончины Григория Григорьевича сын Иван, тот самый, которого отец чуть не убил, за бесценок распродал все вещи и отцовскую коллекцию живописи. Музейщики, правда, уберегли около двух десятков холстов и альбомы с зарисовками художника, по которым мы сегодня можем судить о творчестве русского живописца Григория Мясоедова, творившего во второй половине 19 столетия.
Что же помешало двум родным и талантливым художникам - отцу и сыну, жить под одной крышей и находить общий язык? Неужто пресловутое полотно Репина? Об этом и многом другом далее, в обзоре.
Страницы из биографии Мясоедова-старшего
Григорий Григорьевич Мясоедов (1834-1911) - выдающийся русский живописец, вошедший в историю русской культуры прежде всего как основатель движения передвижничества в среде художников. Он был бессменным — в течение почти сорока лет — членом правления Товарищества передвижных художественных выставок. В конце 1860-х годов именно Мясоедову пришла идея организации Товарищества передвижников, и именно он стал автором первого его устава. Поэтому русская история искусства буквально обязана Мясоедову самыми яркими своими страницами.
Лишенный родительского благословения
Григорий Мясоедов из старинного дворянского рода Тульской губернии. Одаренный мальчик в детстве много читал и рисовал. Отец всячески поощрял интерес сына к художеству и литературе. Но находить общий язык двум Григориям по складу их характеров было совсем непросто - однажды они так разругались, что родитель полностью лишил отпрыска материальной помощи. И Григорий-младший так и уехал в Санкт-Петербург, не получив отцовского благословения на то, чтобы стать художником.
В столице Мясоедов становится вольнослушателем Академии Художеств, и на протяжении всех 10 лет учебы будет бедствовать. "Жил на Васильевском острове в бедной комнате. Работал на кондитерскую, где пеклись пряники, - я с товарищем разукрашивал их. Баранам и свиньям золотили головы, генералам - эполеты. Платили за это по три копейки с дюжины. Обедали в бараке, где давали за шесть копеек щи с кашей без масла", - так вспоминал нелегкие студенческие годы Григорий.
Тем не менее Академию молодой художник окончил хорошо и получил пенсионерскую поездку в Европу за счет государственной казны. Жил и работал в Италии, а созданные там картины переправлял в Россию. За них ему присудили большую и малую золотые медали. Творческая жизнь пошла вгору, а с ней и доходы.
И теперь, казалось, молодой преуспевающий художник уже позабыл ссору с отцом, но для своего сына в будущем Григорий станет таким же "грозным" и непоколебимым.
Характер - это судьба
Характеризуя художника с психологической точки зрения, нужно отметить, что сферой реализации всего творческого и жизненного потенциала у Григория Мясоедова была не семья, а среда. Он был весьма сложным человеком, в общении с которым многим становилось не по себе, в особенности это касалось самых близких. Его резкий характер полностью отражала его внешность: "Высокий, с умным лицом, длинным и искривлённым набок носом, с сухой, саркастической улыбкой тонких губ, прищуренными въедливыми глазами". И речь его звучала оригинально, выражая передовые мысли, а иногда парадоксы. Очень часто она сопровождалась иронией, едким сарказмом, насмешкой.
Его первый брак был несчастливым и бездетным. Жена художника, не выдержав несносного характера мужа, оставила его. Позже 47-летний Мясоедов сошелся со своей ученицей, молодой художницей Ксенией Ивановой, которая в 1881 году родила живописцу сынишку Ванечку. Однако тот совершенно был уверен, что сын не его кровиночка, и потому официально оформил бумагу об усыновлении собственного ребенка, а супруге категорически запретил проявлять материнские чувства к малышу и называть себя "мамой". Все детские и юношеские годы Ваня был уверен, что Ксения его кормилица и прислуга в их доме, а родной отец - его опекун.
Ксения действительно мало чем напоминала жену, она по большей части хлопотала по хозяйству, выполняя функции экономки, кухарки и няни. А Григорий Мясоедов, будучи уверен в том, что в свое время девица поймала его «словно перепела в сети», благосклонно принимал ее заботу, позволял ей жить рядом.
Горемычное детство Ивана
Едва малыш подрос, Мясоедов и вовсе отдал отпрыска на воспитание другу-пейзажисту Киселёву в Москву. (Как раз в то время он позировал Репину для образа Ивана Грозного). Киселевы детей любили, у них было семеро своих. И с Ванечкой Мясоедовым, который был ребенком с причудами, достаточно не плохо мирились.
Однако, спустя несколько лет, отец признал, что в маленьком Иване течет его кровь. И случилось это благодаря казусу, который произошел в доме Киселевых. Накануне там собралось множество гостей, в том числе прибыл и сам Григорий Мясоедов. Когда гости пожелали увидеть воспитанника Киселевых - Ваню, те долго отпирались, но пришлось все же привести сорванца на обозрение собравшихся.
И тут 7-летний Мясоедов-младший, представ перед множеством глазеющих на него гостей, не долго думая, направился к художнику Николаю Маковскому, брату известного Константина Егоровича... и смачно высморкался в полу его шикарного сюртука. Все остолбенели, а у Мясоедова-старшего вмиг развеялись все сомнения — «мой сын»,- с гордостью подумал он. И в тот же день он забрал свою кровиночку домой, под Полтаву.
Однако и после этого никаких существенных изменений в отношениях отца к сыну не произошло. В момент агрессии художник однажды так ударил мальчугана, что даже подумал, что убил отпрыска. Но,слава Богу обошлось.
В 1899 году умерла от туберкулёза мать Ивана, единственная добрая душа, которая любила его. А узнал он всю правду о ней после ее смерти, когда Григорий Григорьевич случайно оговорился. Новость о том, что он не приемыш вовсе, а родной сын художника, потрясла его до самых глубин души. Мясоедов-младший фактически отрёкся от отца, он переселился во флигель и месяцами не разговаривал с нерадивым родителем.
Однако, не смотря на все передряги в семействе Мясоедовых, отец старался дать сыну достойное образование, в частности художественное. Почти 10 лет Иван посещал частную художественную школу, организованную в Полтаве его отцом. Затем была Академия Художеств в Петербурге и увлечение силовым спортом... Но всю жизнь яростная нелюбовь отца к сыну была камнем преткновения, который определил направление всех будущих жизненных дорог Мясоедова-младшего - "дорог извилистых, непредсказуемых, подчас очень скользких".
Одним словом была жизнь у Ивана Мясоедова очень бурная и насыщенная, полная приключений и достойная подробного рассказа в следующем обзоре. Там же можно будет прочесть и о расплате Мясоедова-старшего и о сладостной мести Мясоедова-младшего.