Не сотвори себе кумира
Если на страну со всех сторон нападают варвары, что нужно ещё для полного счастья? Конечно, устроить у себя религиозные войны! Именно так происходило в Византии VIII — начала IX веков.
Византия уступила обширные территории в Азии и Северной Африке арабам. Новые завоеватели дважды осаждали Константинополь. Полчища язычников, пришедших с севера, заняли также Балканы. Кто виноват в том, что империя, которая в VI веке, в правление Юстиниана, пережила расцвет, съёжилась, словно шагреневая кожа, и балансировала на краю гибели? Без гнева Божьего не обошлось. По мнению императора Льва III, виновником бед, обрушившихся на империю, стало «растущее почитание икон, которое можно было в его внешних проявлениях отождествить с идолослужением».
«Не сотвори себе кумира…». Христианство только начинало вырабатывать свои правила. Можно ли наносить изображения на стены в храмах? И почитать эти изображения? Многие тогда сомневались. Арабские завоевания также привели к тому, что неприятие изображений одушевлённого стало распространяться.
В 730 году император Лев III Исавр запретил почитание икон. Большое количество их, а также мозаик и иных произведений церковного искусства просто уничтожили.
Христианство без икон было более приемлемым для арабов, если Византия собиралась отвоёвывать утерянные земли — и обращать мусульман в христианство. Но ещё одним фактором борьбы за реформирование христианства стала экономическая мощь церкви.
Церковь в VII веке, особенно монастыри, стала одним из самых мощных экономических игроков. Её освободили от уплаты налогов; она быстро прирастала землями и в буквальном смысле крышевала торговцев, включая морских. И чем более сильной становилась церковь, тем меньше оставалось возможностей у светских властей распоряжаться ресурсами.
Интересы василевса и армии приходили в противоречие с интересами патриарха, церкви и особенно монашества. Борьба была неизбежна — и властители империи нанесли первый удар.
Армия против церкви
В VII веке Византия переходит к системе фемного ополчения. Первоначально вооружение выдавалось стратиотам из государственных арсеналов — это позволяло единообразно вооружать воинов. Затем правила изменились: отныне ополченец должен был сам себя обеспечивать оружием и снаряжением. Таким образом, государственная казна переложила расходы на экипировку на самих воинов. Это позволило направить оставшиеся средства на дипломатию, покупку союзников, строительство кораблей, возведение новых крепостей и починку старых.
Но был один нюанс — это ополчение набирали из мелких свободных крестьян. Чем их было больше, тем больше была и военная мощь империи, и тем более агрессивную политику она могла вести. Это оказалось особенно важно, когда буквально с каждой стороны набегали то славяне, то арабы, то ещё какие-то кочевники.
В то время основную массу стратиотов набирали в Малой Азии. Они первыми выступали против очередного арабского нашествия и несли в боях с мусульманами тяжёлые потери. Стратиоты (они же крестьяне) этого региона постоянно жили в состоянии боевой готовности. Их жизнь могла рухнуть в любой момент. Многим из них было неясно, кого следует ненавидеть больше: монастырь, который пытается отобрать землю, или вторгшихся арабов.
Размах и жестокость преследований иконопочитателей явно не сводилась к «исламскому прозелитизму». Армия приняла в этом самое деятельное участие, вплоть до нападения на отдельных представителей церкви и силовой поддержки проводимой политики. И вот тут дело заключается в широком охвате ересями (в том числе павликианством) большей части Малой Азии.
Павликианство дало свои всходы и на Балканах. Переселение этих сектантов в европейские владения Византии позже привело к появлению там богомильской ереси.
Ереси нашли в среде крестьян благодатную почву, а потом проникли и в армию. Хронисты особенно подчёркивают, что для военных из армян, сирийцев, выходцев из Малой Азии, было характерно насилие по отношению к православному монашеству и клиру. Императорам Исаврийской династии (717 -802) достаточно было призвать восточный контингент в Элладу, чтобы армия радостно поддержала, а потом и приняла активное участие в массовых преследованиях.
Патриарх пытался помешать, но в 754 году эту политику официально поддержал седьмой вселенский — он же иконоборческий — собор.
Нечего поклоняться идолам всяким!
Гонениям подвергались не только иконы, но и монахи. А вот святых и мощи почитать не запрещалось. Василевса Константина V объявили тринадцатым апостолом.
Потеря Италии
Ещё до собора власти начали национализацию монастырского имущества. Активы монастырей отчуждались в казну, а затем жаловались военачальникам и приближённым императора. После собора отдельные акты национализации превратились в государственную политику. Начался массовый исход монашества. Как отмечал Ф. И. Успенский, только на юг Италии убежало до 50 тысяч монахов.
Согласно историку церкви А. В. Карташову, число монахов вновь выросло во времена императрицы Ирины (797-802), достигнув уровня в сто тысяч только в Греции и Македонии. Затем, во время второго периода иконоборчества, их число резко снизилось — монахи опять бежали из империи. Однако после 843 года всё вернулось в своё русло — их число вновь начало быстро расти.
В Италии римские понтифики отнеслись благожелательно к беглым византийским монахам. Многие из них поселились в Вечном городе или рядом — и это было неспроста. Папа римский решил использовать церковные распри среди ромеев в свою пользу.
Лев III практически бросил свои итальянские владения на произвол судьбы, но при этом пытался выжать из них максимум налогов. Риму угрожали лангобарды, но понтифики тщетно слали одно письмо за другим в Константинополь — императоры были заняты. И тогда папа римский Григорий II обратился к франкским королям. Впрочем, франки тогда не сильно помогли. С лангобардами разобрался только Карл Великий во времена папы Адриана I, разгромив их последнего короля Дезидерия.
В 751 лангобарды завоевали Равеннский экзархат — владение Византии в центральной Италии. После чего король лангобардов потребовал от понтифика выплаты дани. Папа Стефан II (III) (да, у этого Папы именно такой номер. — Прим. ред.) обратился за помощью к королю франков Пипину Короткому. На этот раз франки помогли. В 756 году войска франков начали двухлетнюю войну с лангобардами. Завоёванные франками земли передали в дар Святому престолу.
Однако в Риме сразу же поняли, что ветер истории явно подул в другие паруса и надо резко менять ставки. Папа Григорий II первым начал бороться с иконоборцами. С середины VIII века Византия не просто потеряла Италию — Константинополь потерял Рим. Это серьёзно сказалось во втором периоде иконокластии.
Затем маятник качнулся в другую сторону. В 787 году новый Вселенский собор, тоже седьмой, отменил решения собора 754 года. Иконопочитатели вздохнули свободно. Первый период длился около пятидесяти лет.
Триумф Крума
В 811 году произошла катастрофа. Во время похода против северного соседа византийская армия успешно сожгла болгарскую столицу Плиску и стала возвращаться назад. А затем… болгары атаковали лагерь ромеев. Воины ещё спали и битвы как таковой не было — лишь резня, во время которой погибло огромное количество простых солдат и военачальников. Многие спасавшиеся бегством утонули в болоте. Погиб и император Никифор — из его черепа болгарский хан Крум, по степной традиции, сделал красивую чашу для пира. Поражение при Плиске воспринималось как аналог разгрома при Адрианополе (378 года) — в течение нескольких веков императоры на поле боя не погибали.
Разгром расценили как гнев божий. В новой битве при Вершинике (813) армия вновь потерпела поражение — спешно набранные византийские войска в панике разбежались. Два поражения подряд были вызваны низкой дисциплиной и слабым духом воинов.
Власть в Константинополе сменилась. Новый император Лев V Армянин развернул корабль империи — иконы стали рубить топорами и сжигать на кострах. Решения съезда 754 года вновь стали воплощать в жизнь. Новый император смог отбить вторжение Крума (тот умер) и заключил с новым ханом мир. Но правил он недолго: Льва V свергли и убили, а его сыновей изувечили.
Иконокластия: второй сезон
Начался второй период иконоборчества. Его проблемы до боли напоминали проблемы первого. Только все было ещё хуже, особенно на дипломатическом и военном фронтах.
Арабы захватили Сицилию и даже откусили часть территорий от Южной Италии. Взлетели налоги и цены на хлеб. Население, особенно в Малой Азии, быстро нищало. В итоге уже Михаилу II пришлось подавлять в 821-823 году восстание Фомы Славянина, которого поддержало фемное ополчение Востока. Восставшие осадили Константинополь, и только помощь болгарского хана Омуртага, который разгромил мятежников, в прямом смысле спасла империю. При этом восставшие, происходя из самых еретических регионов империи, формально выступили на стороне иконопочитателей. Ситуация осложнялась тем, что их поддержали арабы, которые заодно в который раз разорили Малую Азию.
Беда не приходит одна. В 800 году папа римский Лев III короновал Карла Великого императорской короной. Таким образом, в формально сохранявшей единство Римской империи оказалось два императора. При этом западная и восточная часть жили своей жизнью. Полагаясь на военную мощь франкских королей, римские понтифики стали претендовать не просто на первенство в церкви, но и на формальное подчинение восточной церкви Риму. Их обида на Византию была понятна.
Императоры не просто оставили их один на один с лангобардами. Они переподчинили церковную организацию южной Италии Константинополю. И, словно этого было мало, греки замахнулись на все Балканы — а это уже юрисдикция Рима. Задевались экономические и политические интересы римской церкви, чего та допустить никак не могла.
Сколько дивизий у папы римского?
В 838 году императоры столкнулись с очередным нашествием арабов, взявших фригийский город Аморий — родину правящей династии. Пощёчина была громкой, но страшней всего оказалась угроза самой империи: несколько дневных переходов — и можно осаждать Константинополь.
Василевс разослал дипломатов на Запад, но подмога не пришла. Папа римский отнёсся к отправлению помощи без какого-либо энтузиазма, но посочувствовал ромеям. Хотя кто им тогда только не сочувствовал? Даже иберийские Омейяды выразили моральную поддержку империи, но от военной помощи уклонились.
В 825 году пришла ещё одна беда. Пока василевсы занимались религиозными разборками, Крит захватили арабы. Этот островной эмират был занозой в теле империи вплоть до 961 года. Критские пираты разоряли Эгейское побережье и наносили огромный ущерб торговле и казне Константинополя.Второй период борьбы с идолопоклонством продлился около тридцати лет. Точку поставил собор 843 года — изображения разрешили, а иконоборцев подвергли отлучению.
Провал реформации
Хотя иконоборчество пыталось решить военные и экономические проблемы империи, оно их скорее увеличило. Империя фактически потеряла Италию и римских понтификов, которые перешли под покровительство Каролингов. Византия всё больше окукливалась в своих пределах, становясь из общеевропейского фактора региональным.
Первая реформация не удалась. Пытаясь сохранить фемное войско, василевсы атаковали церковь, но этим только озлобили население империи. Бунты, восстания и заговоры были вечными спутниками Исаврийской (717-802) и Аморийской (820-867) династий. А восстание Фомы Славянина вообще поставило империю на грань гибели. При этом василевсы так и не решили проблему обнищания мелких крестьян. Стратиоты уже были не в состоянии самостоятельно приобрести необходимую экипировку — им вновь стали выдавать оружие за государственный счёт.
Уже при Льве VI из новой Македонской династии одна только армия Востока поглощала до 40 процентов государственных расходов ежегодно. Военная и экономическая мощь империи оказалась сильно подорванной, а монастырские владения остались внутренним оффшором.
В 917 году византийскую армию разбили
болгары под Ахелоем. Но даже это поражение не возродило идею иконоборчества.