В IV тыс. до н.э. египтяне изобрели алхимический горн, при помощи которого можно было получать довольно высокую температуру, а спустя три тысячи лет получили первое стекло. Строительство требовало больного количество извести. Реакция получения негашеной извести из мела и крошеного мрамора, открытая египтянами, стала первым управляемым химическим процессом, известным человечеству. Более того, алхимические познания широко применялись в погребальных ритуалах, медицине и фармакологии, при приготовлении косметики, кораблестроении и даже изготовлении папируса.
Придя в Египет, эллины не только создали культ Гермеса Трисмегиста. На его основе они развили древнюю алхимию, подняв ее на уровень подлинного искусства. Некоторые ученые считают, что само название этой науки не египетского, а греческого происхождения. Они выводят его либо из «химос», что переводиться как эссенция или влага, либо из «хима» - сплав, литье, либо из «химеосис» -- смешивание. Кроме того, на более высоком уровне можно проследить связь алхимии с Химерой, которая выступала не только мифологическим чудовищем, но и трактовалась как система трансформации вещества на основе химических превращений.
Древние греки соединили сакральное таинство известных египтянам химических реакции с эллинской классической натурфилософией Платона и Аристотеля. Философы Греции разработали учение о четырех основных элементах, из которых, по их мнению, состояло все сущее. Таковыми являлись земля, вода, огонь и воздух. Аристотель добавил к ним пятый элемент – эфир, который мыслился как первичная субстанция, пронизывающая и связывающая остальные четыре. Прошло еще немного времени, и учение об элементах Платона и Аристотеля было соединено с мистическим учением Пифагора.
В новой столице эллинистического Египта Александрии Птолемеи выстроили академию, которая быстро превратилась в крупнейший научный центр античного мира. Именно здесь под покровительством Гермеса алхимия сформировалась как сакральная научная дисциплина, герметично закрытая для непосвященных. В знаменитой библиотеке, расположенной при академии, были собраны все известные древнеегипетские алхимические папирусы, а сама лаборатория разместилась в главном здании – храме бога Сераписа.
Александрийские алхимики научились при помощи ртути извлекать из руды золото и серебро. Этот процесс называется амальгамация. Амальгаму (жидкий сплав ртути) отделяли от пустой породы, затем нагревали, отгоняли ртуть и получали чистый металл. Благодаря этому свойству ртуть была провозглашена алхимиками первичным металлом. Кроме того, алхимик Болос обосновал фундаментальный принцип этой сакральной дисциплины – идея трансмутации, т.е. возможность превращения неблагородных металлов в золото.
Подлинной библией алхимиков стала энциклопедия Зосимы, в которой были собраны знания, накопленные в этой сакральной науке более чем за полтысячи лет. Однако, быстрое распространение христианства и гибелью эллинистического мира развитие греческой алхимии практически пресеклось. В III в. император Диоклетиан, опасаясь наплыва дешевого золота, приказал Александрийскую библиотеку и запретил занятия алхимией. Спустя столетие храм Сераписа и академия были разрушены, в 529 г. римский папа Григорий I запретил не только заниматься древними сакральными науками, но даже читать трактаты по философии и математике.