Как большевики планировали разоблачить контрреволюционную сущность православной церкви
После прихода к власти большевиков церковно-государственные отношения в России обострились. Главной задачей нового правительства стало изживание религиозных чувств народа и разрушение церкви как таковой. Духовенство и верующие, объявленные очагом инакомыслия, повергались гонениям, христианские ценности подменялись классовыми. Сложившаяся ситуация была весьма благоприятна для проведения мероприятий, которые, как указывалось в партийных документах, были призваны раскрыть вековой обман народа духовенством и разоблачить контрреволюционную сущность церкви.
Большевики не брезговали ни насильным насаждением безбожия, ни откровенными репрессиями в отношении священнослужителей и членов их семей, ни обвинению их в контрреволюции. Пиком антицерковной деятельности стала кампания по вскрытию рак с мощами почитаемых русских святых. Удобным поводом для начала акции послужило происшествие в Петрозаводской (Олонецкой) губернии: в процессе учёта богослужебного имущества Александро-Свирского монастыря было произведено вскрытие раки с мощами преподобного Александра Свирского, а в ней обнаружена восковая фигура. Информация быстро стала достоянием гласности. Газеты запестрели призывами провести осмотры хранилищ святых мощей. Представители Народного комиссариата юстиции особо подчеркнули, что требование ревизии содержимого гробниц исходит от трудящихся масс. И с осени 1919 года кампания приобрела массовый всероссийский характер.
Мощи святых – отличная мишень
Святые мощи были выбраны объектом нападок не случайно. Это было психологически точно просчитанное мероприятие. Большевики воспользовались недостаточной духовной грамотностью большей части верующих.
Согласно церковным канонам, святые мощи – это не только неразложившаяся плоть почивших угодников. Такое же почитание воздаётся и неистлевшим костям. Ставка безбожников делалась на то, что, увидев вместо сохранившегося тела останки скелета, не разбирающиеся в этих тонкостях люди усомнятся в правдивости священнослужителей и отрекутся от церкви. Очень часто так и случалось, что давало основание рапортовать: ликвидация варварского пережитка, коим является культ мёртвых тел, проходит успешно.
Запоздалое решение патриарха Тихона
Антирелигиозная кампания 1918-1920 годов показала, что случай с останками преподобного Александра Свирского был, к сожалению, не единственным. Чаще всего к подмене мощей некоторых священников вынуждала их собственная халатность, следствием которой могли стать утрата презентабельного вида святынь или даже их пропажа. Скандальные разоблачения грозили скомпрометировать служителей церкви.
Чтобы не допустить подрыва авторитета православия и оградить святыни от кощунств, в феврале 1919-го Патриарх Тихон довёл до епархиальных архиереев указ, согласно которому им надлежало устранить любой повод к глумлению над мощами, то есть выполнить предварительное освидетельствование гробниц и очистить их от посторонних предметов. Однако многие местные архиереи сочли выполнение распоряжения делом не только затруднительным, но и рискованным. Такая позиция некоторых представителей духовенства сыграла на руку государственным службам.
Как проводилось вскрытие мощей на местах и что было выявлено в ходе инспекции
Порядок инспектирования святых мощей был определён специальным постановлением Наркомата юстиции. Проверки должны были проводиться специальными комиссиями с привлечением представителей рабочих организаций, местных советов, профсоюзов. Одним из требований являлось соблюдение такта и корректного отношения к чувствам верующих. Например, непосредственно вскрытие раки, снятие облачения с мощей и их извлечение рекомендовалось поручать священнослужителям.
Однако кампания по вскрытию мощей, как и другие антирелигиозные мероприятия, не избежала перегибов. Были в комиссиях лояльно настроенные люди, которые спокойно ожидали, пока представители духовенства выполнят вскрытие. Но существуют также свидетельства очевидцев о разнузданном поведении ярых атеистов, которые позволяли себе хулительные высказывания и оскорбительные действия по отношению к православным святыням.
Результаты проверок были неоднозначными. Помимо действительно нетленных мощей, которые нередко изымались и выставлялись на всеобщее обозрение в музеях, в гробницах находили самые безобразные фальсификации.
Вот несколько примеров из сводки вскрытия мощей в период 1918-1920 годов. В гробу с предполагаемыми останками праведного Артемия Веркольского обнаружили мелкий кирпич, уголь и обожжённые гвозди. Вместо мощей святителя Тихона Задонского в раке находились человеческий череп; высохшая часть берцовой кости, рассыпавшаяся при прикосновении; выкрашенный в телесный цвет картон; муляжи рук и ног из картона и ваты; имитирующий грудную клетку железный каркас; дамские чулки, ботинки и перчатки. Останки преподобного Павла Обнорского заменили доски, щепки, стружки, старые монеты, банка с фиксатуаром, кирпичи и земля.
Естественно, когда святые мощи оказывались совершенно нетленными, результаты вскрытия замалчивались. Если же останки угодников Божиих обнаруживались в неполном составе (кости, отдельные ткани), то эти факты немедленно предавались широкой огласке. Это серьёзно дискредитировало представителей духовенства в глазах простого народа. Но, тем не менее, массовое вскрытие рак почитаемых РПЦ святых можно считать грубым нарушением права на существование освящённого культа почитания мощей и, соответственно, одного из главных положений декрета об отделении церкви от государства.