Полёт фантазии
Женщины верхом на морских коньках, саламандры, глотающие изумруды, языческие боги, обезьяны – на что только ни вдохновляла авторов тех лет структура и форма жемчуга. Такой жемчуг ювелиры называют барочным – он не имеет идеальную круглую форму, по очертаниям напоминая силуэты живых существ либо предметов – в зависимости от фантазии мастера.
Иногда жемчуга были отдельным украшением, но часто они становились телами фантастических существ.
Многие из этих шедевров появились благодаря подъему гуманизма в эпоху Ренессанса. В сочетании со свободой и открытостью искусства эпохи Возрождения он дал нам эти удивительно гротескные гибридные подвески, которые начали появляться по всей Европе и быстро завоевывать популярность.
Самым известным из данной партии в ювелирном мире стал кулон The Canning Jewel (1560). Это скульптурное украшение, выполненное в стиле барокко, характерном для периода Возрождения, включает в себя большую жемчужину в сочетании с золотом, эмалированными цветными драгоценными камнями и бриллиантами, в комплексе формируя фигуру бородатого морского царя с ятаганом в правой руке и маской дракона в левой.
Свое название кулон получил в честь бывшего владельца – Чарльза Джона Каннинга, известного как Виконт Каннинг, который был генерал-губернатором Индии с 1856 по 1861 годы. Это был бурный период в истории Индии, во время которого произошло первое организованное восстание против британского правления либо, как ее называло местное население, Первая война за независимость от Великобритании.
Изящно обработанный скульптурный кулон, представляющий собой памятник изобретательности и мастерства неизвестного ювелира эпохи Возрождения, предположительно, был приобретен виконтом Каннингом во время службы в Индии. Каким образом он попал к Каннингу – доподлинно неизвестно. Кулон мог быть подарен виконту, куплен им у его владельца или же конфискован виконтом в силу полномочий, предоставленных ему как генерал-губернатору и представителю королевы в британской колониальной Индии.
Лекарство или символ невиданного богатства?
К сожалению, подобные украшения несколько выходят за пределы нашего ценового диапазона: сегодня такой камень будет продаваться более чем за полмиллиона долларов. А уж в старые времена он был невиданной роскошью.
После того как крестоносцы привезли жемчуг в Европу, во времена Средневековья, вплоть до XIX века, считалось, что он имеет целебные качества и дает владельцу духовные силы, особенно хорошо излечивая от меланхолии. Жемчуг растворяли в уксусе, добавляли немного молока и меда – и вот, словно по волшебству (а, скорее всего, благодаря силе внушения), страдалец тут же начинал чувствовать себя «в боевой форме».
Особенно любила носить украшения из жемчуга Королева Елизавета I. Даже когда она умерла, ее похоронили с жемчужными медальонами на туфлях (при жизни она носила их, чтобы продемонстрировать свою силу и могущество).
Торговля с Италией, которая изобиловала мастерами золотых и жемчужных ювелирных изделий, достигла пика в 1400-х годах и открыла спрос на них среди богатых людей по всей Европе. Жемчуг удерживал популярность в течение нескольких столетий.
Знакомство европейцев с этой невероятной драгоценностью положило начало «Жемчужному веку», в котором подобные украшения были настолько популярны, что элита начала принимать законы, регламентирующие, кто имеет, а кто не имеет право носить их в высших кругах общества. Для многих людей жемчужины стали своего рода формой валюты, которую можно было использовать для различных целей – медицинских, духовных, эстетических. В каком-то смысле это были «биткоины эпохи Возрождения».
«Груша» ценой в 40 миллионов долларов
В XVI веке испанский невольник добыл в глубинах Панамского залива потрясающую жемчужину в форме груши, которую королева Испании назвала «Ла Перегрина». Драгоценность была настолько крупна и великолепна, что за ее обнаружение невольник получил свободу.
За несколько столетий реликвия сменила множество весьма титулованных владельцев и, наконец, в 1969 году ее купил на аукционе «Сотбис» актёр Ричард Бартон, чтобы подарить на Валентинов День своей супруге, легендарной актрисе Элизабет Тейлор.
По причине большого веса за всю свою историю «Перегрина» неоднократно выпадала из оправы. Однако ее неизменно находили. Широко известна история о том, как однажды Элизабет Тейлор обнаружила пропажу жемчужины в номере отеля и после отчаянных поисков нашла ее… в пасти своего щенка.
Кстати, жемчужину, которую так непринужденно пожевала собачка, современные американские эксперты оценивают в 40 миллионов долларов.
Падение интереса
Увы, в XX веке жемчуг стал стремительно терять свою популярность, и восстановить ее до сих пор не удалось. Причиной стало, прежде всего, наводнение ювелирного рынка искусственно выращенным жемчугом.
Возможно, в наши времена былой интерес со стороны общества жемчуг может вернуть себе только с помощью возрождения того искусства эпохи Возрождения, на которое были способны лишь мастера Ренессанса. Если их современным последователям удастся создавать столь же диковинные шедевры из случайно найденных природных жемчужин, нет сомнений, что они будут цениться так же высоко. А пока нам остается лишь любоваться старинными реликвиями.