Как кабан стал символом дьявола в Средние века
1,199
просмотров
Римляне, кельты и германцы восхищались этим диким зверем и считали охоту на него почётным занятием. Но в Средние века кабан стал настоящим символом дьявола.

Благородная дичь для римского и варварского мира

Почему же кабан стал дьявольским зверем в глазах охотников и средневековой церкви? Чтобы ответить на этот вопрос следует проследить всю эволюцию его образа в истории и культуре народов, населявших Западную Европу более двух тысячелетий назад.

Римские охотники считали кабана благородным и свирепым зверем, убить которого в пешем столкновении лицом к лицу считалось настоящим подвигом. Зверь всегда бился до конца и для организации засады на него использовали собак и сети. Решающая битва с кабаном всегда проходила один на один. В тоже время охота на оленя считалась не сильно престижным занятием.

Кабан.

Германцы видели в подобном процессе ритуал инициации: юноша после убийства дичи становился настоящим мужчиной, свободным воином. Страх, смешанный с чувством восхищения по отношению к грозному зверю, отразился и в германском лексиконе. Такие слова как Bär (медведь) и Eber (кабан) образованы от старого глагола bero, который означает «бить» или «сражаться». Кабан в культуре германцев оставался символом мужества, воинственности и отваги. Старшая Эдда напоминает нам о Сехримнире, мясом которого питались эйнхерии, а также о Хильдисвини — добром друге богини Фрейи.

Фрейя и Хильдисвини.

Кельты наделяли этого зверя качествами настоящего доблестного мужа. К тому же, кабан — это дичь для высших эшелонов кельтского общества. Мифология рассказывает о погоне за белым вепрем, который уносит героев в потусторонний мир. Если медведь — символ светской власти и могущества, то кабан у кельтов является представителем духовного мира. Подобные сюжеты сохранились в английских и французских текстах XII-XIII столетий, которые были основаны на богатом пласту кельтской мифологии.

От благородного зверя к символу дьявола в средневековой охоте

В охотничьих трактатах XIII-XIV веков кабан перестаёт быть «благородной дичью». Его место занимает олень, но тем не менее встречаются повествования, в которых фигурируют характеристики кабана как клыкастого, свирепого зверя, способного причинить немалый вред человеку. Потому как охота на оленя стала более доступной и развлекательной, столкновения с кабаном или медведем уходили на второй план. Да и в целом — оленя противопоставляли кабану. Он щетинист и обитает во тьме, безобразен и вспыльчив. Кабан неистов и вечно роет землю, ни минуты не обращая внимания на небеса. Его клыки торчат из пасти, он грязный и вечно роется в нечистотах. Лень кабана также делает его греховным созданием и слугой Сатаны.

Охота на оленя

Не стоит думать, что только созданные дворянами литературные штампы повлияли на падение престижа охоты на кабана и самого образа дикого зверя. Важно отметить ряд хозяйственных и экономических моментов. Уже к XIV столетию люди понимают, что содержание большой своры собак для травли кабана слишком дорого им обходиться. К тому же собаки часто погибают после встречи со свирепым и неистовым зверем: их приходиться менять. Подобное обстоятельство не всегда благотворно влияет на финансовое состояние дворянского семейства. Постепенно охота на кабана превращается в бойню, в которой охотник ставит перед собой цель уничтожить как можно больше кабанов в лесу. Он портит виноградники, пахотные земли и сады — кабанов следует нещадно убивать.

Кабаны в лесу. Миниатюра.

Латинские авторы привели массу слов для описания кабана, а Отцы Церкви и вовсе решили записать этого зверя в дьявольскую тварь, которое всегда приносит страдания человеку и его хозяйственной деятельности.

Ещё в XI столетии мыслитель Рабан Мавр решает закрепить за этим зверем инфернальное предназначение — он помещает его в дьявольский бестиарий. Храбрость и стойкость дикого кабана сменяется на слепоту и деструктивную жестокость. Далее добавляется нечистоплотность, похотливость, прожорливость, лень и пр. А после смерти французского короля Филиппа IV Красивого в результате столкновения с кабаном на охоте — этот зверь стал настоящим воплощением зла. Целый букет приписанных ему пороков и грехов сделали кабана главным противником христианской веры и самого Христа.

Кабаны в бестиарии

В работах Генриха де Феррьера, а именно — в «Книгах о короле Модусе и королеве Рацио» кабану приписывают десять греховных качеств, которые по аналогии сопоставимы с характерными чертами Антихриста.

С подачи церковников и интеллектуальной элиты XIV-XV столетий образ кабана в европейской культуре перестал быть сакральным. Теперь это была вонючее и необузданное существо с пятаком и клыками, которое наводило ужас и страх на крестьян, обитающих рядом с охотничьими угодьями у дома.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится