Как крепостной мальчик стал любимым художником царской семьи: «живые» портреты Сергея Зарянко
0
0
807
просмотров
Девятнадцатый век был по-настоящему золотым в искусстве России – не в последнюю очередь потому, что талантливых художников ценили и поддерживали - как в залах учебных заведений, так и в залах дворцов. История творчества Сергея Зарянко, умевшего оживить холст и обессмертить своего натурщика – тому подтверждение. Однако, если не принимать в расчет блестящую карьеру живописца, его судьбу невозможно назвать ни простой, ни счастливой.

Из крепостных - в художники

Сергей Константинович Зарянко (Сяргей Заранка – так его имя звучит на белорусском языке) родился в 1818 году в семье крепостного, принадлежащего князю Любомирскому. Родная деревня будущего художника находилась в Могилевской губернии (на территории современной Витебской области) и дала Сергею, как считается, первые навыки рисования.

С. Зарянко. Портрет В.А. Иордан, урожденной Пущиной

В середине двадцатых годов отец получил вольную и вместе со всей семьей отправился в Петербург, где поступил на службу ни много ни мало как к другу покойного императора – князю Голицыну. Зарянко-младшего определили в недавно открывшуюся Третью гимназию, в которой учились дети разных сословий. Но в 1833 году мать Сергея скончалась, а отец уехал из столицы с новой женой. На попечении 15-летнего мальчика оказались братья и сестры, которых оставил отец. Гимназию пришлось бросить – Сергею приходилось искать способы содержать семью.

С. Зарянко. Портрет семьи Турчаниновых

Однако о живописи он не забывал – вовремя замеченный художником А.Г. Венециановым, которого всю жизнь потом боготворил, он устроился по его протекции вольноприходящим («посторонним») студентом Императорской Академии художеств. Отучившись, Зарянко получил звание «неклассного» художника, что приравнивалось к 14 классу Табели о рангах.

От "перспективного искусства" к портретам

Первые годы творчества Сергея Зарянко посвящены «перспективному искусству» - изображению интерьеров и пейзажей. Учителем его был знаменитый пейзажист М.Н. Воробьев, обучавший помимо прочих И.И. Шишкина.

Зал Училища правоведения с группой учителей и воспитанников

Свою большую серебряную медаль Академии Зарянко получил за выполнение картины «Зал Училища правоведения с группами учителей и воспитанников». Современники отмечали блестящее «владение перспективой», уверенную передачу освещения, безошибочное изображение деталей.

Тем не менее, материальное положение художника продолжало оставаться плачевным, и в первую очередь по этой причине он начал давать уроки живописи, а также принимал заказы на создание икон и роспись храмов. В попытках справиться с нуждами семьи и расплатиться с отцовскими должниками он испрашивал у Академии разрешение получить в собственность одну из заказанных ему картин, но получил отказ, правда, в связи с денежными затруднениями Зарянко было назначено небольшое пособие.

С. Зарянко. Внутренний вид Морского Никольского собора в Петербурге

По свидетельству брата художника Николая, именно работа с интерьерами привела к тому, что Зарянко ослеп и в течение долгого времени восстанавливал зрение. Однако до конца жизни он отчетливо видел лишь одним глазом.

После выставки 1846 года, устроенной Академией, Зарянко обрел славу непревзойденного портретиста. Его изображения певца Петрова и генерала Ломновского поразили публику – настолько живыми казались лица на картинах.

С. Зарянко. Портрет оперного артиста О.А. Петрова
С. Зарянко. Портрет генерала П.К. Ломновского

С этих пор Зарянко пишет на заказ картины для тех, кто в состоянии их оплачивать – постоянными его клиентами стали члены императорской семьи, в частности, он неоднократно получал заказы на изображение любимого всеми великого князя Николая Александровича.

С. Зарянко. Портрет цесаревича Николая Александровича

Над портретами Сергей Зарянко работал с особой тщательностью – бывало, в течение целого года. Критики отмечали его «верность натуре» - сходство изображения с живым человеком поражало воображение. Тем не менее, по свидетельствам семьи художника, оплачивалась такая работа всегда недостаточно.

Зарянко продолжал преподавание, которое выстраивал в соответствии с требованиями реализма. За свою жизнь Сергей Зарянко получил множество почетных званий – академика, профессора живописи, старшего профессора Московского училища живописи и ваяния.

Итоги жизни и итоги карьеры

В начале пятидесятых годов XIX века Зарянко наконец устроил будущее младших братьев и сестер и создал собственную семью, взяв в жены купеческую вдову Анну Павловну Разоренову. В браке у художника было трое детей.

Тем не менее, ограниченность в средствах сопровождала Зарянко до самой смерти – после женитьбы ему приходилось заботиться об обедневших родственниках своей супруги.

А. Колесов. Портрет художника С. Зарянко

Живописец В.Г. Перов описывал своего коллегу по цеху так: «невысокого роста, рябой, со светлыми, словно совершенно белыми глазами, худой на лицо, худой в теле и чахоточный». Зарянко и в самом деле страдал от чахотки, от которой и умер в 1870 году в возрасте 52 лет.

С. Зарянко. Портрет М.В. Столыпиной, урожденной княжны Трубецкой

За свою карьеру Сергей Зарянко создал около ста портретов – в настоящее время их можно увидеть во многих музеях России и Беларуси, в частности, в Третьяковской галерее выставлены девять картин художника. Журнал «Современник» в 1850 году отмечал, что «глаза на портретах Зарянко до такой степени поражают своею необыкновенною живостью, что, смотря на них, становится как-то неловко, сам опускаешь глаза, не вынося этого пристального, спокойного взгляда…»

С. Зарянко. Т.П. Голицына

Этот эффект получает дополнительную силу благодаря тому, что «оживающие» на портретах лица и фигуры принадлежат теперь людям из прошлого, тем, которых не встретишь в реальности. Тем ценнее наследие этого белорусского художника, выходца из крепостной семьи, обнаружившего и обнародовавшего свой замечательный талант.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится