Как крестилась Ирландия
906
просмотров
Ирландия умудряется совмещать очарование легенд об эльфах и феях с истовым католичеством и верной народной любовью к святому Патрику. Разгадка проста: и своих эльфов, и своих святых ирландцы любят одинаково сильно, почти не делая разницы. Да вы хотя бы посмотрите, как их крестили!

Ирландия до крещения

К середине первого тысячелетия просвещённая Римская империя завоевала многие варварские народы. Сами римляне к тому времени перестали скармливать христиан диким зверям и крестились. При этом до ирландцев они не дошли. Собрались — но отвлеклись и забыли.

А поскольку Ирландия находилась на острове и особо не связывалась с внешним миром, про неё так и не вспоминали.

Ирландская история того времени нежно связана с литературой — сагами. К более раннему периоду ирландской истории относится уладский цикл, где в качестве главных героев фигурируют правитель королевства Улад Конхобар, его племянник Кухулин, их родственники и сподвижники. Основная линия конфликта — борьба Улада с Коннахтом. Это мрачные, трагические и героические саги, в которых можно уловить отрывки реальной ирландской истории, наполненные скупой простотой и диковатым, леденящим душу очарованием древней языческой Ирландии, неотделимой от её верований.

Менее мрачные, более вычурные и более, так сказать, литературные — саги о Финне и фениях. Они относятся к более позднему периоду, поэтому в них как раз находится место крещению Ирландии. Герои даже активно общаются со святым Патриком (спойлер).

Кстати — святой Патрик. Личностью он был выдающейся во всех смыслах. Но начнём мы всё же не с него.

Епископ Палладий. Он хотя бы попытался

И до Патрика были попытки христианизации Ирландии. В конце четвёртого века в Шотландии была основана церковь святого Мартина Турского, которая стала, так сказать, главным штабом для миссионеров, окормлявших Шотландию и частично Ирландию. Известно, что за год до святого Патрика в Ирландию был послан епископ Палладий, однако долго удержаться в сане епископа ему не удалось — он покинул страну через год или два после назначения и вскоре умер. Это если вкратце…

Прямо скажем, об этом героическом человеке известно немного, кроме того, что в Ирландию его послал папа Целестин в 430 году. А в 431-м епископ Палладий, преисполненный скорбного достоинства, покинул Изумрудный остров и отправился проповедовать шотландцам. Историки сходятся: не достучался до душ язычников Палладий, не достучался. Наиболее вероятна версия, по которой стремительное отбытие Палладия с острова было обусловлено мягким сыновним внушением короля Лейнстера, который, согласно тогдашним добросердечным нравам, мог предоставить Палладию только очень неприятную альтернативу в том случае, если он останется.

Но Палладий успел зачекиниться как первый епископ Ирландии!

Возможно, поэтому Проспер Аквитанский, перечисляя заслуги папы Целестина в 434 году, упомянул, что тот выполнил миссию по крещению Ирландии. Проспер немного поторопился. Палладий всего год пробыл у ирландцев, особых успехов не добился и отбыл к пиктам — проповедовать слово Божие и употреблять внутрижелудочно вересковый мёд. Там он и скончался — роковой всё-таки мёд был.

Святой Патрик — любимец ирландцев

После изгнания епископа Палладия и был послан в эту негостеприимную страну святой Патрик, которому тогда было всего лишь около сорока лет и который отличался энергией и готовностью сворачивать горы. Тем более страна ему была уже знакома…

Магон (или Майвин, существуют и иные предполагаемые имена), принявший впоследствии имя Патрика, родился в Британии, в приличной римской семье потомственных священников. В своих воспоминаниях Патрик не пишет прямо, что в юности был неверующим, но мягко намекает, что был несколько невоздержан и вёл не самый благочестивый образ жизни.

То ли вследствие этого, то ли нет, но в шестнадцать лет будущего святого захватили ирландцы во время набега на Британию. В плен его взял, как говорят, чуть ли не король ирландский — Ниалл Девять Заложников, запомните это имя. Затем Магона продали в рабство, и он семь лет трудился у одного из друидов. Друиды, кстати, были образованнейшим и уважаемейшим сословием, так что юному Магону феноменально, можно сказать, повезло.

Пленение юного Магона

Ну а через семь лет он услышал во сне голос, который велел бежать из плена (хватит отсиживаться!) и дал подробные инструкции, как это сделать. Будущий креститель, не рискнув спорить, бежал из довольно комфортного рабства к морю, нашёл корабль, направляющийся в Британию, и спустя всего месяц скитаний добрался до родных краёв.

Теперь он точно знал, что его предназначение — миссионерство. Вот только сначала надо бы выучиться…

Магон отправился в Галлию, к епископу Герману, где был рукоположён и приобрёл имя Патрик. Долго и упорно он выбивал у Рима разрешение отправиться с христианской миссией в полюбившуюся ему прекрасную, но варварскую Ирландию, однако получал отказ. Неизвестно почему — может, он чем-то римским бюрократам не понравился.

И вот наконец на берега Зелёного острова отправили сначала Палладия, а затем и Патрика.

Легенды о святом Патрике

Вы же понимаете, что ирландская история — это сплошная поэзия, а не история? Так что готовьтесь слушать легенды о святом Патрике и крещении Ирландии. Без них никак нельзя.

…Пришёл однажды Патрик к королю Логайрэ со словом Божьим, а тот и предложил ему потягаться с сильнейшими из друидов. Вызвали друиды тьму непроглядную, а Патрик её рассеял одним словом. Взлетел один из друидов в воздух, а Патрик посохом махнул и того опустил. Верховный друид, раздосадовавшись, вручил Патрику чашу с отравленным питьём — а оно взяло, да и замёрзло в его руках. Тогда королю в голову пришла невероятно светлая мысль — запереть сторонников двух учений в сарае и поджечь его. Мол, кто выживет, тот и прав. Запер он верховного друида Луката и Патрикова ученика в сарае (Патрик, видимо, в конкурсе по каким-то причинам не участвовал) — и надо же, Лукат сгорел дотла, а ученик остался цел. И Логайрэ, впечатлённый, крестился.

На самом же деле Патрик, будучи неглупым человеком, начал проповеди не с королей, а с друидов. И действительно, он спорил с ними, однако никого не убивая и не сжигая, а переубеждая. Культ публичного диспута в Ирландии в то время был на высоте, и у святого Патрика получалось добиться бо́льшего успеха, чем если бы он вторгся в Ирландию с римскими легионами поддержки.

Святой Патрик проповедует ирландцам

Тридцать лет он ездил по Ирландии, состоявшей в то время примерно из сотни туатов (это слово означало племя и занимаемую им территорию). Из этих туатов складывались пять королевств — Мунстер, Лестер, Мит, Коннахт, Ольстер. Патрик приезжал в гости к королю каждого туата, общался, уговаривал, вызывал на спор друида. Про единство святой Троицы он объяснял им на примере трилистника: вот этот листик — Бог-отец, этот — Бог-сын, этот — Святой дух, а вместе — единое растение. С тех пор трилистник считается символом Ирландии.

Примечательно, что с местными традициями и местными верованиями он предпочитал не спорить.

Патрик вообще по минимуму противопоставлял ирландских богов Иисусу Христу.

В результате ирландцы из разных религий приготовили «ирландское рагу»: вот есть христианский бог, а есть Туата де Дананн, богиня Брайд — та же святая Бригитта… Но до того как креативный народ начал готовить эту концепцию, оставалось ещё какое-то время. Пока что Патрик убеждал ирландцев креститься.

…Так говорит легенда: запретил всё тот же злосчастный король Логайрэ зажигать накануне праздника Бельтайн какие-либо огни, пока не загорится главный ритуальный огонь в Таре. Естественно, и праздник был языческим, и ритуал, так что Патрику непременно требовалось всё это посрамить. Поэтому он, уже обзаведшийся учениками, взял да и наплевал на запрет — и разжёг огромный костёр в честь Пасхи.

— Беда, — сказали друиды Логайрэ, — если этот костёр не потушить, то он не погаснет.

Король закономерно послал отряд упокоить Патрика и потушить огонь, однако не получилось сделать ни того ни другого. Так что Логайрэ, впечатлённый, опять-таки крестился (а костёр, видимо, со временем погас, поскольку к 2019 году негаснущий огонь на территории Ирландии всё ещё не обнаружили).

Святой Патрик

Неизвестно, почему у сочинителей такой энтузиазм вызывал именно король Логайрэ. Видимо, он был наиболее упорным противником христианства поначалу, однако со временем всё же не устоял.

…Легенда говорит, что стоял в Ирландии золотой идол — повелитель плодородия Кром Круах, а вокруг идолы поменьше. Ударил Патрик по идолу, и он рассыпался, а вместе с ним разлетелись в прах меньшие идолы. Узнав об этом, так разгневался король Логайрэ, что послал к Патрику убийц. Однако тот прочитал молитву «Щит святого Патрика» и убийцы увидели вместо святого с учениками лишь стадо оленей.

Надо думать, после этого Логайрэ опять-таки каким-то образом всё узнал и, впечатлившись, крестился…

Вообще, легенд о святом Патрике много. Например, ирландцы верят, что именно он изгнал с острова всех змей — они действительно там не водятся. (При этом какой-то старый змей, живший в озере, категорически отказался подчиняться святому, Патрик долго с ним боролся и очень устал. Так что остальных змей он отправил куда подальше, а этому обещал вернуться в понедельник и продолжить борьбу. А потом Патрик начисто про это обещание забыл. Ну замотался человек, дел много. С тех пор змей каждый понедельник всплывает с надеждой на встречу, не видит Патрика и разочарованно опускается вглубь).

Двенадцать апостолов Ирландии

Повторим, миссия Патрика была настолько успешной, что в ближайшее столетие породила в Ирландии множество святых. Впечатлительные ирландцы уверовали со всей силой наивной кельтской души. Так родился мем «Двенадцать кельтских апостолов». Мем этот впервые был упомянут в тексте семнадцатого века, и стоит ли говорить, что (абсолютно в духе ирландских легенд) означенным апостолам приписали волшебные приключения?

В действительности же это были двенадцать монахов, живших на сто лет позднее Патрика. Наставником их был святой Финиан, а обучались они в монастыре на реке Бойн. Среди «двенадцати апостолов Эрина» — такие известные личности, как два святых Брендана, молодой и старый, святой Колумба (он же Колум Килле) и другие. Особое внимание хотелось бы посвятить святому Колумбе — он и до сих пор тревожит умы историков.

Дело в том, что Колумба был необычным монахом. Он происходил из древнего рода Уи Нейлов, нередко занимавших ирландский трон. (Можно бы сказать, что из королевского рода, но королевских родов в Ирландии тогда было, мягко говоря, изрядно больше одного). Давайте-ка вспомним, кто захватил в плен святого Патрика, когда тот ещё не был святым Патриком? Вспомнили? Да, король Ирландии Ниалл Девять Заложников. Так вот, именно этот парень — прапрадед святого Колумбы.

Легенд о Колумбе сложили не меньше, чем о святом Патрике. Одна из них повествует, как сошлись в битве верховный ирландский король Диармайт мак Кербайлл и четыре не верховных короля, которых Диармайт не устраивал — по разным причинам. Среди союзного войска, кстати, был двоюродный брат Колумбы Айнмере.

Святой Колумба

Утверждают, что союзное войско победило, потеряв лишь одного человека, в то время как Диармайт потерял три тысячи — и всё это исключительно молитвами Колумбы.

Нет, родственные связи тут ни при чём — как вы могли такое подумать!

Легенды говорят, что причиной столь эффективных молитв святого Колумбы стала казнь Диармайтом заложника — сына короля Коннахта. Колумба возмутился — ну и вот результат.

Кстати, сказания подобного рода явственно свидетельствуют, что на священников ирландцы незамутнённо перенесли свои представления о друидах.

Есть и другая версия. Согласно ей, Колумба вообще спровоцировал всю эту заварушку, поссорившись с другим монахом — святым Финианом. Дескать, Колумба тайно скопировал у Финиана книгу псалмов, а тот устроил церковное разбирательство из этого дела, причём Колумбу признали виновным. Авторское право — жестокая вещь, даже в Средневековье!

Колумба попросил у своих родственников королевского рода заступничества, а те решили, что это отличный повод для восстания против Диармайта.

Кончилось всё тем, что Колумбу всё-таки осудили и выгнали из Ирландии. И отправился он проповедовать всё к тем же пиктам, и построил там монастырь, и проповедовал ещё тридцать лет, поскольку был умерен в употреблении верескового мёда.

Святой Колумба и пикты

В общем, весьма задорным оказался этот святой — о нём одном можно несколько статей написать. Таковы уж они были, ирландские монахи раннего Средневековья — и в политических интригах могли принять участие, и погеройствовать, и монастырей парочку основать, если под руку попадутся.

Христианская Ирландия

Есть в цикле саг о Финне невесёлая повесть о том, как ведёт диалоги со святым Патриком единственный выживший из славного воинства фениев — Ойсин, сын Финна. Влюблённая фея наделила его бессмертием, и вот фении лежат в могилах, а Ойсин, вернувшийся из Волшебной страны, сетует, как измельчало всё в Ирландии, и ведёт разговоры с Патриком.

В некоторых версиях саги Патрик предстаёт грозным стариком, который упрямо повторяет, что фении, не знавшие истинного Бога, поголовно попали в ад. Но можно прочитать и более мягкую версию «Разговоров Ойсина с Патриком», где представитель старой волшебной Ирландии и святой-креститель ведут возвышенный и миролюбивый диалог. Он хорошо отражает мягкое перетекание друидической культуры в христианскую.

Отвлечёмся же от легенд, потому что рассказывать их можно до заката, и подытожим, что же всё-таки сделал святой Патрик.

Вряд ли преувеличением являются рассказы, что крестил он по сотне человек в день.

Языческая Ирландия приняла новый культ с пламенной кельтской любовью.

По всему острову начали строиться монастыри, и уже в ближайшие столетия Ирландия дала миру около пяти сотен христианских подвижников. Языческий праздник Имболк, отмечавшийся в начале февраля, приобрёл новые коннотации: раньше в этот день приносили жертвы богине Брайд, символизировавшей приближение весны, а теперь — и подношения святой Бригитте. Две культуры очень органично переплелись.

Однако от римской церкви ирландская оказалась несколько отрезана. Структура её базировалась на монастырях, и епископская кафедра на их фоне потеряла своё значение. Появились расхождения в вопросах о дне празднования Пасхи, о тонзуре (кружке́, выстригаемом на голове монахами) и в других формальных, однако вызывающих споры на вселенских соборах моментах.

В общем, ирландцы и здесь отличились своеобразием в форме — зато превосходили многих прочих по духовному рвению.

Со временем всё пришло к единообразию, а когда в двенадцатом веке английский король Генрих вторгся в Ирландию, формы почитания безжалостно уравняли.

Но в День всех святых всё равно выносят еду и питьё для мёртвых душ, а в Имболк молятся святой Бригитте, не особо разделяя её с богиней Брайд. Древние верования навсегда сохранились в особенностях ирландского христианства, придавая ему неповторимое очарование.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится