В советский период случалось так, что уже само наличие подвенечного наряда принимали за счастье. Однако мода на свадебные платья все равно была, хоть и достать их было сложно. Кто-то шил сам, другие полагались на портних, кого-то выручали фарцовщики. О чаяниях советских невест – в нашем материале.
Скромные наряды 30-40-х и шлейф-фата
В российской империи свадебные платья назывались подвенечными, что соответствовало церковным традициям. С приходом революции церемонию венчания отменили, и платья, как вид, исчезли. Лишь в эпоху НЭПа недолгий период можно было наблюдать брачующихся невест в белых нарядах, сшитых по заброшенным лекалам прошлого, но вскоре исчезли и они. Молодожены лишились даже процедуры обмена кольцами. Страна переживала непростой период становления нового строя, что сказывалось на экономике и уровне жизни в целом. Как говорится, не до церемониала. А вскоре грянула Великая Отечественная, и народу не во что было одеваться даже буднично. Чего уж там говорить о торжествах.
Конечно, пары женились и в войну, но вопрос нарядов оставался на заднем плане. Кому-то везло, если в домашних закромах находилось платье матери или сестры. Другие брали взаймы у знакомых. При наличии отреза ткани и соответствующих навыков платье шилось самостоятельно. В этом случае предпочтение отдавалось закрытым и скромным моделям без вызывающих декольте, оголенных ног и пышностей. Единственный отличительный атрибут – длинная фата, чаще всего фиксированная венком. Но обычно женились в будничном платье темных оттенков, потому как официальная пропагандистская линия успела отпечатать в сознании советских граждан штамп: белое платье тождественно церковному венчанию, а церковь – под запретом.
Тренды потеплевших 50-х
С окончанием войны СССР воспрял, и люди вспомнили о моде. Самыми желанными свадебными платьями 50-х считались пышные модели в белых оттенках. Но для создания такого наряда требовалось много дорогостоящей ткани, которая, ко всему, была в дефиците. Приобрести десяток-другой метров материала на платье, чтоб пощеголять в нем один день, позволяли себе лишь избранные. В этом случае все решал блат. Подавляющее же число советских невест считали такой наряд недостижимой роскошью и смиренно отправлялись в ЗАГС в торжественной одежде, которая пригодится в будущем. Скромные модели из сатина, ситца или нейлона – на этом выбор доступных тканей заканчивался. Чаще всего платье шили сами или обращались к швеям. Как таковых модных лекал не существовало, поэтому невеста полагалась на собственный вкус и совет знакомых.
Мини от Одри Хепберн
Благодаря образу легендарной Одри Хепберн, невесты 60-х предпочитали одеваться в мини даже на свадьбу. До Советского Союза эта мода добралась к концу десятилетия, прижившись уже хотя бы потому, что требовался минимум ткани. И в отличие от традиционных подвенечных нарядов, такое платье можно было выгулять еще не раз. Простые фасоны выполнялись чаще всего из белого кримплена. Образ дополнялся коротенькой фатой, искусственными цветами в незамысловатой прическе и лакированными туфлями. Причем последние, тоже из разряда дефицитных, частенько одалживались у подруг и родственников. Если размер не подходил, в дело шла вата. В случае обуви размером меньше, оставалось втискиваться и терпеть.
Минимализм – в топку
В 70-х мини-платье невесты резко сменилось на наряд в пол. Минималистический подход остался в прошлом, и невесты переключились на плотные цветочные узоры, многочисленные оборки, длинные прозрачные перчатки и длинную фату. Чем больше аксессуаров и деталей, тем лучше. Мода боготворила романтический стиль. Именно в этот период в СССР открываются свадебные салоны. Но тут же возникали сложности. Талон-приглашение на покупки для молодоженов выдавал ЗАГС уже после подачи заявлений. Разрешалось приобрести ограниченный перечень вещей: обувь жениху и невесте, обручальные кольца и одежду.
Предприимчивые парочки шли на хитрость, подавая заявление в два ЗАГСа - по месту регистрации обоих. Тогда выбор расширялся. Весь ассортимент женской половины образа состоял из 3-4 моделей на выбор, да и их сегодня бы назвали убогими. Часто во время процедуры бракосочетания рядом стояли невесты в одинаковых платьях. Оставалось одно: шить под заказ. Модный свадебный журнал из Европы можно было купить из-под полы за огромные деньги - до 1000 рублей. Но дело в итоге окупалось, поэтому портнихи месяцами копили на выгодное приобретение. Но даже при наличии необходимой суммы за журналом нужно было поохотиться. Услугу пошива свадебного платья предлагали и рядовые ателье, где все это дело обходилось в 40-50 рублей. Но усложненные работы порой стоили до 800.
Нововведения принцессы Дианы
Летом 1981-го под венец шла принцесса Диана. Ее платье произвело фурор в мире свадебной моды. Теперь каждая потенциальная невеста мечтала выходить замуж в наряде с пышными рукавами, несчетными оборками, сотнями жемчужин в складках и многометровом шлейфе. Все последующее десятилетие невесты не боялись выглядеть нескромно. В СССР, подобно мировым тенденциям, свадебное платье стало пышнее, появились воланы, броская и блестящая фурнитура, а место фаты все чаще занимала шляпка, декорированная бутонами и сборками. Руки украшали белые перчатки по локоть, обувь и колготки тоже шли в тон. Максимум белого и пышного – вот девиз свадебного образа 80-х. Такая невеста все больше напоминала свадебный торт. В 90-е все снова резко изменилось, но к советской истории моды это уже не имело никакого отношения.