Поцелуйный обряд, которому удивлялись иностранцы
Поцелуй издревле обозначал пожелание полноты жизни, здоровья. Это конечно, относится к ритуальному поцелую, а не к тому, которым обмениваются влюблённые. Корень в слове («цел») обозначает благополучие, целостность. Потому при помощи поцелуя всегда выражали радость гостям. В 17 веке существовал поцелуйный обряд , который был достаточно сложным и интересным. Иностранцы очень удивлялись этому процессу. А заключался он в том, что гости и хозяева обменивались взаимными поклонами, затем отпивали из чарки вина и после этого целовали жену хозяина в губы.
Люди целовались встречаясь и прощаясь. Поцелуй-приветствие по сути был так называемым поцелуем почитания. Если человек был уважаемым, высокопоставленным, ему могли поцеловать руку, а иногда и ногу. Индивид, стоящий на более низкой ступени в социальном плане порой целовал более уважаемого человека в плечо, а в ответ получал поцелуй в голову. Дипломаты целовали руку государю, причём это было честью, доступной не каждому. Например иностранные послы, приехавший из нехристианских стран, не могли этого делать. Поцелуй во время расставания символизировал прощение грехов с обеих сторон.
Рукопожатие открытой рукой - порчи не боюсь
Сегодня рукопожатием никого не удивить. Люди обмениваются им при встрече, при знакомстве, а также прощаясь. В старину говорили, что прикосновение ( а рукопожатие это именно соприкосновение рук) способно на многое. Например, излечить человека от болезней или, наоборот, наслать недуг, сглазить или навести порчу. И даже вызвать сексуальное волнение. Кстати, в XVI веке во время хороводов, которые на Руси очень часто водили во время праздников, браться за руки не разрешалось. Считалось, что что это может привести к «ненужному сладострастию». Было еще и рукобитие, то есть вариант рукопожатия, который символизировал заключение удачной сделки или договора. Все рукопожатия, в том числе и рукобитие во время свадебного обряда, должны были делаться покрытой рукой. Это нужно было для того, чтобы отогнать от себя порчу. Если же рукопожатие было этикетным, то наоборот, покрывать руку не следовало, иначе это рассматривалась как недоверие и страх.
Интересен обряд , в котором рассказывается о договоре лешего и пастуха. Пастушок должен был пойти в весенний лес и договориться с нечистой силой о количестве скота, которое ему будет отдано. Это была своеобразная взятка , гарантирующая хорошую пастьбу. Пастух при этом должен был биться с лешим «по рукам», но не просто так, а обязательно в рукавицах из шерсти. Для большей безопасности правая ладонь должна была быть погружена в символическую руку из соломы. Это был оберег от лешего.
Поклон, или «голову свою выношу», а также когда снимать и надевать шапку
Также в старину много кланялись. Чтобы поприветствовать знакомого или выразить благодарность, человек мог наклонить голову. Крестьяне использовали «большой обычай», так называли поклон до самой земли. Его били перед богатыми односельчанами, духовными лицами. Поклон в пояс назывался «малым обычаем» и использовался для тех, кто равен по социальному статусу. Жена кланялась мужу, женщина мужчине, а гость — хозяевам, когда приходил к ним в дом. Смысл был в том, что во время склонения головы она выносилась за границы тела, то есть человек предлагал её другому. А поскольку голова это жизнь , значит, поклоном подчёркивался особый статус того, кому кланялись.
Интересное отношение было к головным уборам. Это был не просто предмет одежды, а символический знак. Например, если взрослый мужчина не носил шапку, то его могли назвать ущербным, неполноценным. После того как крестьянин женился, он должен был везде находиться в шапке. Женщина также должна была покрывать голову. Обнажить голову мужчина мог в некоторых случаях: когда находился в церкви или встречался с начальством или высокородным человеком . Женщина же не должна была этого делать. Существовал свадебный обряд, когда жених покупал красоту невесты и она приходила к нему в подчинение. Поэтому, если дама выходила на улицу с непокрытой головой и попадалась на глаза другому мужчине, это было по сути изменой. Также срывание платка с женской головы считалось суровым оскорблением.
Обряды, связанные с тем, кому можно сидеть, а кому надо стоять
И сегодня существует поговорка «в ногах правды нет», а пришла она из древности. Дело в том, что когда человек стоял, это символизировало его неопределённый статус, неустойчивость. Потому лица низкого происхождения стояли, а высокого — сидели. Царь статичен и неподвижен на своём троне, а значит, непоколебима и незыблема царская власть. Сиденье напрямую связывали с удачей и счастьем, потому гостей всегда радушно усаживались за стол и кормили, а также всегда старались «присесть на дорожку» перед длительным путешествием. Статус человека определялся приближением каждого к вышестоящим людям . Существовал обряд местничества. Например, во время царских застолий более знатные гости садились поближе к царю. Люди считались местами, причём делали это не только при царском дворе, но и в обычной крестьянской среде. Рассаживались за столом тоже в определённом порядке, который нарушать было нельзя.
Некоторые люди испытывают страх перед пятницей 13. Кто-то считает такое отношение к этой дате необоснованным. Так ли это можно узнать в статье - Самые распространенные мифы и суеверия, связанные с пятницей 13-го.