Как Петр I разводил карликов и великанов: человеческая селекция в России
0
1,560
просмотров
Царь Петр вошел в историю как смелый реформатор. Но идеи двигали управленцем не только на государственном поприще. Экспериментировал он и в своих необычных пристрастиях. В 1710 году он попытался осуществить первый опыт человеческой селекции. Петр Первый всерьез решил заняться «разведением» и усовершенствованием видов нестандартных людей – карликов и великанов.

Детская привязанность царя к лилипутам и потешные маневры карликовой роты

Детская привязанность царя к лилипутам и потешные маневры карликовой роты «Карликовая» свита царя.

На свой 10 день рождения будущий правитель получил двух первых придворных карликов. В 1682-м, когда во время Стрелецкого бунта жизни самого Петра Первого и его семьи оказались под угрозой, один из служащих при них карликов спас жизнь Андрею Матвееву - будущему сподвижнику царя. Так что прикипел к маленьким людям царь с детства. Со своим любимцем из лилипутов Яковом Волковым он практически не расставался.

Юный Петр лично придумывал сценарии всевозможных праздничных церемоний с карликом в главных ролях, подбирал для него наряды. Не бросил этого увлечения царь и будучи уже взрослым. Любитель потешных мероприятий Петр как-то устроил Кожуховские маневры, в ходе которых маршем шла настоящая рота лилипутов. Причем торжественные мундиры на них были побогаче, чем на солдатах действующей армии. А на одной из придворных свадеб гости восторженно наблюдали за менуэтом выпрыгнувших из огромного торта пары карликов.

В 38 лет самодержец всерьез решил заняться вопросами размножения лилипутской породы в России. В это время двору был представлен необычный указ, согласно которому царь повелевал прислать в Петербург всех карликов из округ в торжественных нарядах. А затеял все это Петр I с целью организации свадьбы Якова Волкова и любимой карлицы царицы.

Пышная карликовая свадьба и специальный свадебный инвентарь

Пышная карликовая свадьба и специальный свадебный инвентарь Свадьба карликов при дворе Петра Первого.

Свадьбу царь запланировал самую что ни есть настоящую. В качестве гостей по царскому приказу на празднество прибыли до сотни лилипутов. Брачующихся по всем свадебным канонам венчали в церкви, а венец над головой невесты держал лично Петр I. Пир решили закатить в роскошном доме князя Александра Меншикова. Все «мини-гости» карликовой свадьбы расселись по центру зала, а знатные приглашенные особы были размещены вокруг по периметру – для лучшего обзора происходящего.

Император и его высокие, в том числе и иностранные, гости развлекались небывалым зрелищем. Десятки карликов были разодеты в наряды всевозможных цветов. Они пестрели светло-голубыми, зелеными и розовыми французскими кафтанами при шпагах, их головы украшали треугольные шляпы. Не уступали и наряды карлиц из дорогих белых тканей с розовыми лентами. Гости пили и танцевали до позднего вечера. Как отмечал один из присутствовавших гостей, все хохотали до упаду, наблюдая за действиями и ужимками «уродцев» на коротеньких ножках с большими животами. Пышное празднество завершилось тем, что император Петр I лично сопровождал молодых в приготовленные для них покои и проследил за соблюдением всех традиций первой брачной ночи.

Неудачные эксперименты и пышные похороны

Неудачные эксперименты и пышные похороны Карлики присутствовали везде.

Пытаясь увеличить число карликов в России, Петр I намеренно создавал семьи лилипутов. Несмотря на все попытки царя вывести как можно больше лилипутов в стране, его ждал провал. Чета придворных карликов потомства так и не дала. Жена Якова Волкова была намного старше мужа и вскоре умерла. После смерти спутницы жизни Яков стал беспробудно пить. Он ненадолго пережил супругу.

Расстроенный потерей придворного шута Пётр I повелел организовать пышные похороны, которые с виду мало чем отличались по уровню помпезности от его свадьбы. Погребальная процессия собрала три десятка мальчиков-певчих и самого низкого попа, которого подыскали специально по росту. Для перемещения гроба были сооружены маленькие сани, которыми были запряжены пони, управляемые карликами. Поверх саней рядом с гробом сидел брат покойного, тоже лилипут, а позади следовал еще один с громадным маршальским жезлом. Завершали необычную похоронную процессию несколько карликов и карлиц в черных траурных мантиях. Похоронили Якова на кладбище в Ямской слободе, после чего все карлики были приглашены на щедрый поминальный обед. Иностранный свидетель этого действа вспоминал в своих записках, что ни в каком другом государстве мира не видел столь странной процессии.

«Испытание силы Николая БУРЖУА — телохранителя Петра Великого»

Встреча с французским «великаном» и новый экспонат Кунсткамеры

Не получив желаемого результата от сведения людей-лилипутов, Петр I увлекся другой идеей.

В 1717-м, во время посещения французского города Кале, царю Петру I повстречался на улице великан и силач Николя Буржуа. Рост этого француза составлял 2 метра 27 см. Его внешний вид настолько поразил царя, что он тут же заинтересовался новой идеей – разведением в Российской империи людей-великанов. Только на этот раз нестандартные представители нужны были не для увеселения, как карлики, а для службы.

Петр I вознамерился сделать таких людей гренадерами царской армии, возлагая надежды на их силу и размеры. Для реализации своих задумок самодержец привез Николя Буржуа в Петербург, принял его к себе на службу и женил на самой высокой «чухонке». Он надеялся, что пара даст потомство таких же высокорослых детей. Но и этим намерениям Петра не суждено было реализоваться. Потомков у Буржуа так и не случилось, потому как он скоропостижно скончался. Но глава государства Российского решил увековечить память о своих экспериментах, распорядившись подготовить останки француза для Кунсткамеры.

Скелет Николая Буржуа и н же с Петром I.

Кости его скелета и внутренние органы прошли специальную обработку и были переданы выставочному залу в качестве необычного экспоната. Экспонируется скелет и поныне. Правда, череп пришлось заменить посторонним. Оригинальный сгорел во время пожара в 1747 году. Помимо скелета Петр Первый заказал Растрелли изготовление подвижной деревянной фигуры-манекена умершего великана, обтянутой его настоящей кожей. Манекен находился в музее антропологии до 19 века. Считается, что сохранившийся портрет Николя Буржуа писался именно с этого экспоната, а не с натуры великана.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится