О «романтике» старинной войны
Начать следует с того, что художественная культура в целом и современная массовая культура в особенности очень сильно искажают восприятие действительных реалий любой войны. В том числе античной и средневековой. И в первую очередь, произведения культуру «уродуют» человеческое представление о том, как выглядели сражения. И хотя ни один исследователь военной истории не скажет со 100-процентной уверенностью, как происходила та или иная вещь на поле брани, изучение исторических источников от снаряжения до списков потерь в купе с современной реконструкцией силами энтузиастов позволяет получить некоторое представление о том, как это могло выглядеть в действительности, а не в кино или на страницах романа.
По итогу выходит, что реальные сражения имеют со своим изображением в большинстве произведений массовой культуры примерно столько же общего, сколько имеют между собой американский рестлинг и уличная драка. Все это необходимо понимать, прежде чем начать рассуждения о том, как же можно «убить рыцаря» в полной латной броне. Следует понимать, что в античной и средневековой войне было два основных «источника» потерь личного состава.
Первый – это санитарные потери: смерти от болезней, ранений, усталости и даже старости. Второй источник потерь личного состава – это резня после разгрома войска: если случалось худшее и армия впадала в бегство, а противник располагал представительным количество кавалерии, то чаще всего начиналась резня и лов пленных. И хотя такое случалось часто, далеко не каждое сражение заканчивалось подобным разгромом. Большинство античных и средневековых битв – это сложные, многочасовые и многоэтапные действия. Чаще всего, когда войска понимали, что разгром близок – у них получалось отступить в относительном порядке. В Средние века, когда на полях боя и вовсе господствовала кавалерия, даже паническое отступление чаще всего не позволяло противнику устроить резню (все просто уехали!).
Так что непосредственно в бою, пока войска сохраняли хотя бы подобие строя и порядка, потери были небольшими. Победа в реальных боях достигалась в первую очередь не резней, а маневром и удержанием строя. Если твой строй ломался, то подчиненные, как правило, начинали разбегаться еще до того, как противник поймет, что пора взять пленных и резать неуспевших. Такая вот романтика.
О доспехах и открывашках
Само собой, умирать никто не хочет. А потому на протяжении всей своей истории люди создавали не только средства убийства друг друга, но и средства защиты себя любимых. Динамичнее всего доспехи развивались с начала Темных веков. Вторжение Атиллы не только привело в Европу новые народы, но и принесло стремена для лошадей – вещь, которой будет суждено изменить облик войны на ближайшую тысячу лет. Дело в том, что без стремян человек на коне с копьем не способен создать единую поражающую систему, организовав удар чудовищной силы кончиком копья. Ударить копьем с галопа так, чтобы самому остаться с целым позвоночником и руками, можно только приняв правильную стойку в седле. А занять ее без стремян невозможно.
Именно копье и стремена – главное оружие средневековых рыцарей, а отнюдь не покрытый романтическим флером рыцарских романов XVIII века меч. Пережить удар копьем со стремян – невозможно. И дело даже не в том, что человека такой удар проткнет натурально насквозь. Даже если бы копье не протыкало, конфузящий эффект от удара будет сопоставим с ударом взрывной волны. А потому будущие рыцари быстро смекнули, что нужно защищаться при помощи многослойной одежды и кольчуг. Собственно, именно последние были главным средством защиты в средние века вплоть до XIV века. Латными были лишь отдельные части брони: шлема, перчатки, поножи. Хотя двое последних чаще всего позволить себе могли только самые богатые.
Классическая латная броня появляется очень поздно, в самом конце Cредневековья и становится апофеозом развития рыцарской защиты. Убить человека в таких доспехах крайне сложно, но все-таки не невозможно. В первую очередь это делалось все теми же рыцарями. Копейный удар с галопа острым копьем неплохие шансы на убийство противника в доспехах, особенно, если копье угодит в уязвимое место. Пробить латные доспехи полуторным мечом или секирой – крайне сложно. Однако здесь куда важнее то, что сквозь доспехи и одежду под ними все-таки проходит то самое конфузящее воздействие, которое может привести к сотрясению органов и внутреннему кровоизлиянию.
Наиболее верным способом убить бронированного рыцаря было использование метательного оружия, в первую очередь арбалетов. Гонка силы натяжения оных с толщиной и сложностью брони – это вообще отдельная история. Тем не менее, арбалетный болт имел отличные шансы на пробитие брони. А самое главное, что арбалетчики были эффективны (как и любые стрелки) из укрытия. Смысл был в том, чтобы засыпать рыцарей выстрелами. Дальше начинала работать теория вероятностей: хоть что-то, хоть в кого-то, хоть в какое-то уязвимое место да прилетит. Появление огнестрельного оружия отнюдь не похоронило рыцарство в доспехах, но стало еще более верным средством убийства конного война в сравнении с луком и арбалетом.
Наконец, рыцаря можно было заколоть через уязвимое место хоть ножом, хоть мечом, хоть кинжалом. Главное было стащить его предварительно с лошади. Для этого пехотой использовались специальные копья с крюками. Оказавшийся на земле рыцарь чаще всего ничего не мог сделать против численно превосходящих его пехотинцев. Выходцы восточных и коневых народов для подобных целей также использовали аркан – веревку с петлей.
Но главное, что убивало представителей воинской аристократии – это их материальное положение. Дело в том, все рыцари были снаряжены отнюдь не одинаково. Большинство воевавших имели достаточно посредственные средства защиты, другие могли иметь продвинутое, но не слишком качественное снаряжение. Лучшие и действительно супернадежные доспехи могли себе позволить только богатейшие и наиболее титулованные феодалы. Так как подобная броня была крайне дорогой. В пересчете на крестьянский труд, производство одного набора брони могло составлять несколько лет работы всех подчиненных феодала.
Такая вот романтика. Кстати, чаще всего в феодальных войнах все-таки старались брать в плен, так как за любого из феодалов или его боевых слуг можно было получить у семьи порядочный выкуп деньгами, продуктами или политическими преференциями. Хотя, конечно, случались и «плохие войны» с резней и взаимными вендеттами.