Как поездки в Европу повлияли на самобытный дух живописи Виктора Васнецова
612
просмотров
Всем нам с детства хорошо знакомо творчество Виктора Михайловича Васнецова. Оно погружает нас в таинственный, полный загадочности, волшебный мир русской сказки. Мир, полный иносказательности, ребусов, требующих разгадки и прививающих любовь к далекой старине, к истории родной земли, ее культуре.

Картины В. Васнецова отличаются яркой самобытностью и колоритным национальным духом, глубокой индивидуальностью образов. Таковы «Три царевны подземного царства» (1879 г., Государственная Третьяковская галерея), «Ковер-самолет» (1880 г., Горьковский государственный художественный музей. Нижний Новгород), «Аленушка» (1880 г., Государственная Третьяковская галерея), «Снегурочка» (1899 г., Государственная Третьяковская галерея) и «Спящая царевна» (1900−1926 годы, Дом-музей В. М. Васнецова, Москва).

В. М. Васнецов, «Три царевны подземного царства», 1884 г.

Среди этих картин особенно выделяется «Снегурочка». На ней изображена девушка, которая не знала любви и была прекрасна, как матушка-Весна, уязвимая, как отец-Мороз. Но она жаждет познать это чувство, зная, что после этого ее ждет гибель. Снегурочка изображена на фоне таинственности родной природы, которая завораживает зрителя.

В. М. Васнецов, «Снегурочка», 1899 г.

Отдельный сегмент творчества Васнецова занимают картины, посвященные истории Киевской Руси. Это «Бой скифов со славянами» (1881 г., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), известная картина «Витязь на распутье» (1882 г., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) и холст «После побоища Игоря Святославича с половцами». Можно даже сказать, что образы данных произведений берут истоки из далекого детства Виктора Михайловича.

Глава семейства был священником, и не раз дом Васнецовых посещали странники и монахи. Маленький мальчик жадно впитывал рассказы этих путников о животворящих чудесах, вымышленных созданиях и о далеких городах.

В. М. Васнецов, «Витязь на распутье», 1882 г.

Но как было интересно узнать, что Виктор Михайлович далеко не сразу нашел свою нишу в искусстве живописи. Учась в академии, художник обращался к глубоко социальным проблемам. Об этом говорит его картина «С квартиры на квартиру» (1876 г., Государственная Третьяковская галерея). На картине изображены пара бедных людей, до которых нет дела успешным людям, и их сопровождает маленькая собачка.

С каким же удивлением можно узнать, что после поездки во Францию Васнецов покидает строгий и чопорный Петербург и переезжает в первопрестольную. Прогуливаясь по улицам и бульварам Москвы, художник впитывает особый исторический дух, своеобразие большого города. И после знакомства с Саввой Мамонтовым Васнецов активно воплощал задумку этого коллекционера. Как известно, Мамонтов активно отбирал таланты для становления русской национальной культуры.

В. М. Васнецов, Триптих «Радость праведных о Господе. Преддверие рая». Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1896 г.

Также под влиянием поездки в Италию Васнецов создает свои знаменитые фрески. Перед их созданием он осмотрел множество соборов в Италии. Таковы «Радость праведных о Господе. Преддверие Рая» (1885−1896 год) и еще две фрески на эту тему, «Каменный век» (1885 год, Государственный исторический музей, Москва).

Хотелось бы отметить одну из самых загадочных картин Виктора Михайловича — «Гамаюн, птица вещая» (1897 г., Дагестанский художественный музей, Махачкала). Сюжет картины вдохновил А. Блока на стихотворение, посвященное этой провидице, которая знает все на свете и открывает истину тем, кто умеет слышать и внимательно всматривается вперед. Какое она видит будущее чьей-то судьбы или целой империи?

В. М. Васнецов, «Гамаюн, птица вещая», 1897 г.

Изучая творчество В. М. Васнецова, приходишь к выводу о глубокой надуманности споров славянофилов и западников о путях развития России. Путь развития России (во всяком случае, в искусстве) лежит через синтез как западного влияния, так и национальной культуры.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится