Безусловно, основной причиной того, что Альберт Эйнштейн (нем. Albert Einstein) обратился к теме политики и гуманизма, послужили события предшествовавшие Второй мировой войне и, собственно, сама война. «Вплоть до недавнего времени я жил в Швейцарии, и пока был там, я не сознавал своего еврейства, — писал Эйнштейн. — Когда я приехал в Германию, я впервые узнал, что я еврей, причем сделать это открытие помогли мне больше неевреи, чем евреи... Тогда я понял, что лишь совместное дело, которое будет дорого всем евреям в мире, может привести к возрождению народа. Если бы нам не приходилось жить среди нетерпимых, бездушных и жестоких людей, я бы первый отверг национализм в пользу универсальной человечности».
Когда нацисты пришли к власти в Германии, Эйнштейну вместе с семьей пришлось покинуть горячо любимую им Германию. В адрес ученого начали поступать угрозы, его труды были объявлены «неправильными», объясняя это тем, что «немцам недостойно быть духовными последователями еврея».
Эйнштейн отправился за океан в США, где стал работать в Принстонском университете. Видя, что нацизм набирает обороты в Германии, ученый даже в сердцах отказался от немецкого гражданства и членства в немецких академиях наук. Две двоюродные сестры Эйнштейна, которые остались в Германии, умерли в концлагерях, так что ученый на какое-то время оборвал со своей родиной все контакты, не желая иметь с ней ничего общего.
Впрочем, это был не первый раз, когда ученый пересекал океан. В 1921 году Эйнштейн также был в Америке, чтобы помочь собрать средства для открытия университета в Израиле. «Для этой цели я, как известный человек, должен служить приманкой... С другой стороны я делаю для моих соплеменников, к которым повсюду так плохо относятся, все, что могу», — объяснял свой поступок ученый.
Помимо того, что Эйнштейн, наряду с Зигмундом Фрейдом, стал соучредителем университета в Иерусалиме (позже он читал в нем лекции), он также способствовал созданию университета на горе Скопус и Техниона (технологического института) в Хайфе.
В какой-то мере, Эйнштейна можно считать основоположником современной израильской науки. Более того, он горячо приветствовал образование самого Государства Израиль. Если бы не немецкие фашисты, возможно, он бы и не придавал вопросу национализма особого значения, но обстоятельства сделали из Эйнштейна ярого приверженца сионизма.
Так что в 1952 году тогдашний премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион предложил ученому стать вторым президентом Израиля. Предложение было официальным и абсолютно серьезным, однако Эйнштейн ответил: «Я глубоко тронут предложением государства Израиль, но с сожалением и прискорбием должен его отклонить». Ученый объяснил свой отказ тем, что он просто не имеет необходимого для этой должности опыта, особенно опыта работы с людьми.