Инквизиторы обладали практически неограниченной властью, ведь за их спинами была вся сила и мощь Ватикана и религии, на тот момент правящей христианским миром. Работа инквизиции заключалась в поиске еретиков и их наказании. Наказание было соизмеримо преступлению и могло ограничиться паломничеством или епитимьей, а могло включать в себя телесные наказания или смертную казнь.
Список людей, оказавшихся под пристальным карательным оком инквизиции, очень длинный. В него входили евреи, мусульмане, катары, ученые, лекари и другие группы людей, личные убеждения которых в какой-либо мере противоречили средневековым постулатам католической религии.
Предположительно, от рук инквизиторов погибло более миллиона человек, не считая тех, кто был изувечен или изгнан из христианских поселений.
Люди знали, чего ждать от инквизиции
Сегодня в популярной культуре инквизиторы изображаются некими секретными агентами, которые приходят из ниоткуда, захватывают жертв и уносят их туда, откуда не возвращаются.
Реальность же была совершенно иной. Инквизиторы перемещались от одного города к другому. Войдя в город, они объявляли воскресную мессу, которая была своего рода предупреждением народу, что в следующие 30 или 40 дней любой человек, виновный в ереси, может прийти, покаяться и получить смягчение приговора. Смягчение включало в себя гарантию того, что признавшийся в ереси человек не будет казнен, заключен под стражу и не потеряет имущество.
Испанская инквизиция не была первой
Испанская инквизиция началась в 1478 году, когда Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский решили избавить объединенную Испанию от огромного количества еретиков. Евреи и мавры были не только многочисленными, но и самыми зажиточными слоями населения Испании, отчасти потому, что не платили налоги церкви.
К концу XV века угрозы разгромов и насилия вынудили евреев и мусульман массово принять христианство, при этом они продолжали практиковать свою веру в тайне. Их называли Марраны и Мориски. Папская церковь под руководством Сикста IV сочла их реальной угрозой и объявила еретиками.
Однако испанская инквизиция была лишь реформой Святой инквизиции, учрежденной Ватиканом в 1227 году. Папа Римский Григорий IX назначил формальный совет инквизиторов и спроектировал свод правил на основе древнеримских законов. Правила давали столько свободы инквизиторам, что во Франции главный инквизитор сжег на костре около 180 человек за один день.
Подобную жестокость Папа Римский мотивировал тем, что католический закон отнял у местных банд право учинять разгромы и лишать людей жизни без права на суд.
Дитя Ла-Гуардии
Евреев мира на протяжении веков обвиняли в ужасных преступлениях. В средние века одним из таких преступлений было убийство детей христиан и использование их крови в еврейских ритуалах.
В Испании 17 декабря 1490 года восемь евреев были призваны на суд инквизиции за якобы убийство и распятие на кресте христианского ребенка. Их пытали в течение года до тех пор, пока обвиняемые не признались в совершении преступления. Их приговорили к смертной казни. Несмотря на то что трое из них погибли под пытками инквизиторов, их тела эксгумировали и казнили прилюдно.
Вердикт разошелся по всей Испании, и на его фоне вырос культ Святого Дитя Ла-Гуардии. У несуществующего ребенка есть памятник, к которому и по сей день совершают паломничество католики.
Двухступенчатый процесс пыток
Испанская инквизиция неразрывно связана с пытками, которые и были в ответе за огромное количество признаний. Сегодня специалисты уверяют, что пытки не работают просто потому, что пытаемый скажет все что угодно, чтобы остановить боль.
Нереально предположить, что инквизиторы этого не знали. Наоборот, двухступенчатый процесс пытки был спроектирован таким образом, чтобы инквизиторы, уже получившие признание во время пытки, получили его повторно, без причинения боли обвиняемому.
Осужденному после пыток предлагалась возможность подтвердить либо опровергнуть свои показания, данные под давлением. Если он опровергал их, то пытки начинались снова.
Ограничение пыток
У испанской инквизиции был определенный свод правил, касающихся пыток. Основным из них было то, что инквизиторам запрещалось проливать кровь. Это требовало креативного подхода к пыткам. Поэтому особенной популярностью пользовались пытки водой, голодом, дыба, прессы и колесование.
Даже если в случае с прессами или другими пытками проливалась кровь обвиняемого, это было лишь доказательством его вины, а инквизиторы могли очистить своих коллег от проступка во время пытки.
Инквизиторы преследовали сбежавших от суда
Считается, что основной целью испанской инквизиции было изгнание евреев из Испании. Они таки добились желаемого, и 30 июля 1492 года 200 тысяч евреев ушли за границу. Некоторые нашли себе место в Турции, а другие сбежали в Португалию, где инквизиция стала их вновь преследовать.
Евреям невозможно было найти новое пристанище в христианском мире. В 1566 году инквизиция отправилась в Новую Испанию, нынешнюю Мексику, и продолжила преследовать евреев, надеявшихся найти укрытие за океаном.
Последняя казнь инквизиции
В словосочетании "испанская инквизиция" есть нечто архаичное и средневековое, кажется, что это было и прошло очень много веков назад. Однако последняя жертва инквизиции была казнена в 1826 году.
Кайетано Риполль во время пребывания в плену во Франции увлекся идеями деизма и принес их с собой в Испанию, где стал преподавателем в школе. Он активно пропагандировал философию деизма – Бога как первоисточника и сотворителя Вселенной, в которой правят законы наук.
Риполль был арестован и заключен в тюрьму на два года. После тюремного заключения его повесили. Повешение выбрали потому, что инквизиции нельзя было проливать кровь, а в XIX веке ни одна светская власть не стала бы выполнять требования инквизиторов.
На ересь не было возрастных ограничений
Казалось бы, все, кто когда-либо сталкивался с детьми, знает, что они не совсем понимают, что есть ересь. Однако инквизицию это не смущало.
Например, Инес Эстебан было всего 12 лет, когда она привлекла внимание инквизиции. Она стала говорить о том, как ее умершая мать говорит с ней с небес. Инес даже утверждала, что была на небесах, в гостях у матери, и видела ангелов.
Она была арестована в апреле 1500 года. С тех пор ни слова об Инес не было написано, однако ее домочадцы писали о ее сожжении в том же году.
Наследие
В течение последних нескольких лет пытки, а точнее пытка водой, были в центре немалого количества скандалов. Мало кто из специалистов верит в то, что пытка водой действительно работает. Среди публики мнения разнятся.
Однако немногие представители общественности знают, что впервые пытка водой была использована инквизиторами. Они внесли разнообразие в пытку водой, используя то лейку, то непрерывный поток воды, то ткань.
Пытка водой была не только европейской практикой, ее использовали все ветви инквизиции.
Чистая совесть инквизиторов
В самом начале "Игры Престолов" читатель узнает о том, что если человек выносит смертельный приговор, он сам должен быть готов привести его в исполнение. С такого близкого ракурса смерть выглядит немного иначе.
Инквизиторы, как настоящие христиане, никогда не поднимали собственных мечей и топоров и уж точно не поджигали своих костров.
Вместо этого инквизиция назначала аутодафе (испытание веры) после того, как люди были осуждены на смерть. Аутодафе было заключительным шагом в процессе, по существу было епитимией человека на публике. Обычно начиналось все с проповеди, которая могла затянуться на несколько часов, потом шло оглашение приговора и молитвы.
На этом участие инквизиции заканчивалось. Церковь не хотела напрямую участвовать в причинении смерти людям, пусть даже еретикам, поэтому все телесные наказания и казни проводили светские власти.