Как рассаживают музыкантов оркестра и что означают жесты дирижера
1
1,360
просмотров
Герои басни Крылова «Квартет» на самом деле были недалеки от истины — от того, как сидят исполнители в оркестре, все же зависит довольно многое. Чтобы понять это, у музыкантов ушла не одна сотня лет

Наследство Бетховена

Расположение музыкантов сложилось исторически во времена Бетховена. «Прозрачные» тембры струнных или более высокие по звучанию инструменты (например, флейты) находятся спереди, а более объемные или низкие — сзади (например, тромбоны и валторны). Если бы инструменты низких регистров, мощные по силе звучания, находились спереди, они глушили бы остальных. Басовый и ритмический фундамент оркестра находится позади всех, чтобы музыканты могли ощущать его.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Раскинуть веер

Музыканты в оркестре располагаются веером. Дирижер находится в месте предполагаемой оси этого веера. Только так можно согласовывать звучание инструментов, ведь скрипач с крайней левой кулисы из-за стены звука оркестрантов вряд ли отчетливо слышит, что играют скрипачи у правой кулисы. А дирижер, находясь посередине, ловит звуковые волны, «стекающиеся» в центр. Все однородные инструменты (струнные или ударные) собраны вместе в одну линию или сгруппированы. Это создает компактное, согласованное звучание каждой оркестровой группы. Благодаря этому музыканты лучше слышат друг друга.

Рассадка 1

Немецкая / Европейская

1. Первые скрипки
2. Вторые скипки
3. Альты
4. Виолончели
5. Контрабасы
6. Арфы
7. Флейты и флейты-пикколо

8. Гобои и английский рожок
9. Семейство кларнетов
10. Фаготы и контрфагот
11. Валторны
12. Трубы
13. Тромбоны и туба
14. Ксилофон

15. Колокольчики
16. Малый барабан
17. Литавры
18. Треугольник
19. Тарелки
20. Тамтам
21. Большой барабан

Нарушитель закона

Американскую схему, не побоявшись нарушить сложившиеся каноны, придумал дирижер Леопольд Стоковский в США в середине 1940-х годов. От классической немецкой отличается тем, что виолончели меняются местами со вторыми скрипками, а контрабасы находятся справа от дирижера (в немецкой системе они слева). Валторны сдвигаются чуть левее, медные духовые инструменты — вглубь сцены. А ударные при такой рассадке располагаются ближе к левой от дирижера кулисе (в немецкой они ближе к правой кулисе).

Работу музыкантов можно приравнять к труду лесорубов или кузнецов: сила звука в оркестре достигает 120 дБ, что превосходит допустимый для здоровья человека уровень шума, частота пульса — 130 ударов в минуту (у среднестатистического здорового человека нормальный пульс в покое равняется 60–80 ударам в минуту).

Рассадка 2

Американская

Роковой удар

До изобретения дирижерской палочки в привычном нам виде дирижер во время исполнения отбивал такт ударом об пол специальной тростью, которая называлась баттутой. Трость была тяжелой и неудобной. Однажды она стала причиной смерти французского композитора Ж.Б. Люлли. Во время концерта он повредил баттутой стопу, что вызвало заражение крови.

ЯЗЫК ЖЕСТОВ

Сила звука

Фортиссимо

Жест требует от оркестра наибольшей силы звука.

Форте

Жест показывает громкое звучание (но тише фортиссимо).

Пиано

Ладонь как бы «прикрывает» силу звука. Левая рука примерно на одном уровне с правой.

Пианиссимо

Просит музыкантов играть очень тихо. Левая рука находится практически у корпуса.

Левостороннее движение

Характер исполняемой музыки определяет различные состояния и положения левой руки во время дирижирования.

Привлекает внимание музыкантов, долго не участвовавших в исполнении фрагмента.

Обозначает паузы и окончание музыкального фрагмента.

Решительный характер отображает напряженная кисть левой руки с чёткой амплитудой движения.

Мелодичному характеру соответствуют плавные движения кистей.

«Клюющие» движения рук указывают на отрывистое звучание каждой ноты.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится