Как смотреть фильмы Андрея Тарковского
530
просмотров
«Самый перехваленный», «самый недооцененный», «воплощение русской духовности», «мастер пафоса, снобизма и звенящей пустоты», «интеллектуал с „холод­ным носом“», «творец, пишущий собственной кровью». Все это суждения об одном человеке — кинорежиссере Андрее Тарковском.

Ключевые слова в отзывах на фильмы Тарковского — «долго», «скучно», «слож­но». И при этом он был и остается важнейшей культурной константой, на которую ориен­тируются десятки востре­бованных режис­серов — от Инь­ярриту и фон Триера до Содер­берга и Звягинцева. Именно с Тарков­ским, наряду с Эйзенштейном, Кулешовым, Довженко, Параджановым, Бондар­чуком, ассоцииру­ется российский кинематограф за грани­цей. С чем связан этот парадокс и почему одни считают его фильмы сверхценными, а другие обесцени­вают? 

Главный ответ — в устройстве этих фильмов. Обычно в экспозиции зритель знакомится с главными героями и хочет разглядеть их. Но, например, в «Жертво­прино­­шении», последнем фильме Тарков­ского, первая склейка появляется на 15-й минуте, а первый крупный план — на 22-й. Создавая именно такое начало, режис­сер говорит: я не приближусь, и не на­дей­­ся; хочешь смотреть — вглядывайся. Не только в этом, но и в других своих фильмах Тарков­ский требует от зрителя внутренней — эмоциональ­ной или интеллек­туальной — работы. И если вклю­­читься в этот процесс, фильм затягивает, как воронка. А если нет — наоборот, отталкивает зрителя каждой сценой, репликой, деталью.

С чего начать

С чего начать Кадр из фильма «Солярис». Режиссер Андрей Тарковский. 1972 год

Первое знакомство лучше начинать с фильма «Солярис» (1972) по мотивам одноименного романа Станислава Лема. Тарковский не лю­бил развлекатель­ное, так называемое жанро­вое кино, но именно в этом фильме, пожа­луй, ближе всего подошел к жанровому канону. Он не только работает с элементами научной фантастики, но и выводит сайфай в кино на философский, экзистен­циальный уровень. 

Все фирменные черты его стиля здесь явлены в полной мере: тягучее повест­вование и длинные кадры, метафизические мотивы и этические проблемы, образы природы (фильм начинается с легендарного кадра колышущихся водорослей) и отсылки к мировому искусству (Венера Милос­ская, Рублев, Брейгель, Рембрандт, Бах). Как всегда у Тарковского, образы, которыми наполнен фильм — дождь, потоки воды, дорога, лошади, яблоки, дым, — не означают что-то конкретное. Это не аллегории с однозначным толкованием (лиса — хитрость, заяц — трусость), а символы с множеством значений.

При всей этой сложности у фильма есть вполне понятный сюжет: космический психолог Крис (Донатас Банионис) отправ­ляется на загадоч­ную планету Солярис, где расположе­на орбитальная научная станция, чтобы принять решение, продол­жать ли исследования. Помимо своих коллег (Юри Ярвет и Анатолий Солоницын), он обнаружи­вает на станции еще нескольких человек. Выясняется, что это не люди, а так назы­ваемые «гости». Разумная плазма, покры­вающая планету, создает точные копии тех, перед кем космонавты испытывают нестер­пимое чувство вины. Той же ночью появля­ется Хари (Наталья Бондарчук), выглядящая как жена Криса, погибшая на Земле несколь­ко лет назад. 

Для Тарковского научно-фантасти­ческий сюжет становится поводом к разговору о природе человека, универсальных катего­риях человечес­кого сознания — муках совести, побеге от себя, постыдных воспо­минаниях и попытках исправить то, что исправить уже нельзя.

Что смотреть дальше

Что смотреть дальше Кадр из фильма «Иваново детство». Режиссер Андрей Тарковский. 1962 год
Кадр из фильма «Андрей Рублев». Режиссер Андрей Тарковский. 1966 год

После фантастического «Соляриса» можно вернуться на десять лет назад и посмотреть два исторических фильма. «Иваново детство» (1962) — полнометражный дебют режиссера, посвященный войне и удостоен­ный «Золотого льва Святого Марка», главной награды Венециа­нского кинофес­тиваля. «Андрей Рублев» (1966), рассказывающий об отноше­ниях художника и власти в средне­вековой Руси, получил приз Между­народной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ в Кан­нах. В обеих картинах уже отчетливо слышен голос Тарковского, но еще нет сложности и многознач­ности, характерных для его фильмов 1970-х.

Кадр из фильма «Сталкер». Режиссер Андрей Тарковский. 1979 год

Среди них «Сталкер» (1979), в котором режиссер снова заходит на территорию научной фантас­тики. В отличие от «Соляри­са», где сюжет романа Лема хоть и пере­осмыслен, но все-таки сохранен, здесь от «Пик­ника на обочине» братьев Стругац­ких остались только общие очертания. Все элементы сюжета нагру­жены философ­скими и религиозными символами, апокалипти­ческими и мизантропи­ческими мотивами. Тарковский говорит со зрителем загадками, ключи к которым имеет смысл искать не столько в фильме, сколько внутри себя.

Кадр из фильма «Зеркало». Режиссер Андрей Тарковский. 1974 год

Еще более сложную форму Тарков­ский выбирает для своего главного фильма — исповедального «Зеркала» (1974). Здесь он не просто говорит загадками, но наме­ренно запутывает зрителя: Маргарита Терехова играет и жену героя, и мать в его воспоми­наниях; Игнат Данильцев — сына героя и самого героя в тех же воспомина­ниях; бабушка, роль которой досталась матери режис­сера Марии Ивановне, почему-то не узнает внука; внук при этом разговаривает с несуществу­ющими жиль­цами квартиры. Логика в этих несостыков­ках появляется, когда понимаешь, что фильм воспроизводит работу памяти — с ее обры­воч­ностью, искажениями, подме­нами и белыми пятнами. Именно из-за сложней­шей работы с изображением психической реаль­ности «Зеркало» входит в списки самых значимых фильмов в истории мирового кино, а имя Тарковского ставят в один ряд с Феллини, Антониони и Бергманом.

Семь классических кадров из фильмов Тарковского

Семь классических кадров из фильмов Тарковского Кадр из фильма «Иваново детство». Режиссер Андрей Тарковский. 1962 год Война, показанная через искалеченное сознание ребенка
Кадр из фильма «Андрей Рублев». Режиссер Андрей Тарковский. 1966 год Видение художника — крестный путь Христа в средневековой Руси
Кадр из фильма «Солярис». Режиссер Андрей Тарковский. 1972 год Отсылка к «Возвращению блудного сына» Рембрандта
Кадр из фильма «Зеркало». Режиссер Андрей Тарковский. 1974 год Левитация матери в сновидческой реальности главного героя
Кадр из фильма «Сталкер». Режиссер Андрей Тарковский. 1979 год Герои на пороге комнаты исполнения желаний
Кадр из фильма «Ностальгия». Режиссер Андрей Тарковский. 1983 год Финальное видение героя — дом детства внутри аббатства Сан-Гальгано
Кадр из фильма «Жертвоприношение». Режиссер Андрей Тарковский. 1986 год Страшная жертва главного героя

С каких фильмов не стоит начинать знакомство с Тарковским

С каких фильмов не стоит начинать знакомство с Тарковским Кадр из фильма «Ностальгия». Режиссер Андрей Тарковский. 1983 год
Кадр из фильма «Жертвоприношение». Режиссер Андрей Тарковский. 1986 год

С «Ностальгии» (1983) и «Жертвоприношения» (1986). Эти фильмы, снимавшиеся в Италии и Швеции, во многом повторяют главные мотивы и приемы Тарков­ского, а «Жертво­прино­­шение» еще и является его творческим завеща­нием. Так что смотреть их имеет смысл, уже когда просмот­рены первые пять фильмов режиссера. В этом случае больше шансов, что образы свечи и воспла­менения, чистоты души и скверны мира, приближа­ющегося апока­липсиса и рациональной ловушки техничес­кого прогресса, нравствен­ного тупика мужчины и греховной, но спаси­тельной природы женщины будут не раздра­жать, а восприниматься как часть картины мира Тарковского.

С кем работал Тарковский

С кем работал Тарковский Режиссер Андрей Тарковский (сидит) во время съемок фильма «Андрей Рублев». 1966 год

Тарковскому непросто давалось общение с коллегами: на съемочной площадке многие считали его деспотом и тираном. Поэтому он старался всегда работать с одной командой, где все понимали друг друга с полуслова. «Иваново детство» и «Андрея Рублева» он сделал с великим оператором Вадимом Юсовым. Тар­ковский собирался работать вместе и дальше, но Юсов, про­читав исповедаль­ный сценарий «Зеркала», отказался снимать фильм — история показа­лась ему слишком автобиографичной. Все пять фильмов Тарковского, снятых в СССР, монти­ровала Людмила Фейгинова — это она придумала поставить в начало «Зеркала» знаменитый эпизод «Я могу говорить».

Во всех советских фильмах Тарков­ского снимался Николай Гринько, вопло­тивший очень важную для режиссера фигуру отца: в «Ивановом детстве» он играет полковника Грязнова, в «Андрее Рубле­ве» — иконописца Даниила Черного, в «Соляри­се» — отца Криса, в «Зеркале» — директора типографии, в «Сталкере» — Профессора. В трех фильмах («Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало») в эпизоди­ческих ролях снялась мосфильм­овский организатор кинопроиз­водства Тамара Огород­никова, работавшая дирек­тором на «Андрее Рублеве»: Тарковский ценил ее аристократи­ческий образ и ахма­товский профиль. Музыку к «Соля­рису», «Зеркалу» и «Сталкеру» написал Эдуард Артемьев, экспериментатор в области синтеза звука и электронного саунд-дизайна.

Цитаты о Тарковском

Цитаты о Тарковском Режиссер Андрей Тарковский на съемках своего фильма «Жертвоприношение». 1986 год

«Фильм, если это не документ, — сон, греза. Поэтому Тарковский — самый великий из всех. Для него сновидения самоочевидны, он ничего не объясняет, да и что, кстати сказать, ему объяснять? Он — ясновидец, сумевший воплотить свои видения в наибо­лее трудоемком и в то же время наиболее подат­ливом жанре искусства. Всю свою жизнь я сту­чался в дверь, ведущую в то прос­тран­ство, где он движется с такой само­очевид­ной естествен­ностью. Лишь раз или два мне удалось туда просколь­знуть»

Ингмар Бергман

«Я люблю все фильмы Тарковского, его самого и его работы. Каждый его кадр — великолеп­ное изображение само по себе. Но готовое изображе­ние — ничего больше, чем несовер­шен­ное воплощение его идеи. Его идеи реализованы лишь частично. Но он должен был это сделать».

Акира Куросава

«Помню, как впервые увидел фильм Тарковского — я был шокирован. Не знал, как дальше быть. Я был очарован его кинематог­рафом, потому что неожиданно понял, что фильм может содержать такое коли­чество смыслов, о котором я и подумать раньше не мог».

Алехандро Гонсалес Иньярриту

«Просмотр „Зеркала“ был духовным переживанием, потому что передо мной открылись миры, о существовании которых я не знал, но к кото­рым сразу почувствовал симпатию».

Ларс фон Триер 

«Человек, приучивший себя к многомерности и многообразию твор­чества, не стал бы, думаю, уходить с сеанса, где демонстри­руется, скажем, „Солярис“. Во всяком случае (если исключить момент „не нра­вится“), не отка­зал бы картине в истинности и праве на существо­вание в искусстве, несмотря на то что язык ее — а следовательно, и то, что на языке сказано, — казал­ся бы непонятным.
     Конечно же, сама необычность языка не требует образованности и пуще — специальной учености. Она, думаю, требует, скорее, постепенного вхождения, привыкания».

Дмитрий Лихачев

«В каком-то смысле, я думаю, молодой режиссер хотел говорить о себе и о своем поколении. Не о тех, кто погиб, а, напро­тив, о тех, чье детство было разбито войной и ее последствиями. Я мог бы даже сказать: вот совет­ский вариант „400 ударов“, но сказать только для того, чтобы яснее подчеркнуть разницу между двумя фильмами. Ребенок отправлен в исправительную коло­нию собствен­ными роди­телями — вот буржуаз­ная траги­комедия. Тысячи детей, обездо­ленных войной, — вот одна из советских трагедий.
     И именно в этом смысле фильм представ­ля­ется нам специфи­чески русским».

Жан-Поль Сартр об «Ивановом детстве»

«Если говорить о глубине внутреннего мира художника, открывшегося на экра­не (а внут­ренний всегда отраже­ние каких-то сторон реального мира — в пустоте художник задохнется), то осо­бое впечатление произ­вело на меня искусство Андрея Тарковского. Мы гово­рим: искусство отражает мир, это верно, но отражение это особое. В искусстве полу­чается только то, что выстрадано. Состроить ничего нельзя, боюсь, что нельзя и выст­роить. Глубиной на экране обла­дает только то, что бы­ло выстра­да­но художником, состроенное распадается как карточный домик. <…>
     Режиссер показывает реальность и ее отражение искусством: внешне отражение ничем не схоже с жизнью. Он воссоздает незримые сложные связи духовной жизни человека и мира, в котором он живет».

Григорий Козинцев

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится