Как создавалась американская «Свобода»
403
просмотров
Торжественное открытие статуи Свободы в Нью-Йорке состоялось в октябре 1886 года

С чем у вас ассоциируются Соединенные Штаты Америки? Звездно-полосатый флаг, Дядя Сэм и, конечно, статуя Свободы! Эта огромная — 93 метра от земли до верхушки факела — статуя встречает всех, мигрантов и туристов, у входа в Нью-Йоркскую бухту. Лучи ее короны символизируют семь океанов и семь континентов, у ее ног покоятся сброшенные оковы рабства, а в руке зажата скрижаль с датой подписания Декларации независимости. Она обращает свой взор в сторону Европы и высеченными на постаменте словами поэтессы Эммы Лазарус призывает: «Пошлите мне отверженных, бездомных, // Я им свечу у двери золотой». Леди Свобода — самый американский из всех американских символов, но родилась она вовсе не в США.

Как зарождалась идея

Как зарождалась идея Фредерик Огюст Бартольди

Кто не слышал историю о том, что статуя Свободы стала подарком Франции к столетию независимости Соединенных Штатов? В общих чертах все так и было, только вот французское правительство к созданию монумента никакого отношения не имеет: автором такой смелой идеи стал либерал и глава местного антирабовладельческого общества Эдуар Рене де Лабулэ, который мечтал построить на родине демократию по американскому образцу. Впервые о желании сделать подарок США он заговорил в 1865 году во время одного из званых ужинов, на котором в числе прочих присутствовал скульптор Фредерик Огюст Бартольди — будущий «отец» статуи Свободы.

Тогда «подарок» был лишь идеей, а не конкретным планом, да и всерьез обсуждать подобные намерения во время правления Наполеона III было опасно; но Бартольди не мог не заинтересоваться: всю жизнь он мечтал создать нечто колоссальное.

Страсть к искусству проявилась у Бартольди еще в детстве и активно поощрялась матерью будущего скульптора: именно она купила ему студию, в которой он создал свою первую работу. Его желание создавать гигантские скульптуры, окончательно укрепилось после поездки в Египет, где он увидел древнейшие монументы и пожелал сам стать творцом  колоссов — так что древнеегипетские памятники в заметной степени стали источником вдохновения скульптора при работе над статуей Свободы.

Нельзя не упомянуть и другой проект, над которым работал Бартольди: он хотел построить огромную статую египтянки с факелом в руках и разместить ее у входа в Суэцкий канал, однако это творение так и не увидело мир из-за отсутствия финансирования. При этом сам скульптор отрицал, что статуя Свободы является переработкой этого монумента. Кроме того, обе его идеи — и статуя Свободы, и незавершенный монумент для Суэцкого канала — были вдохновлены одной работой: Колоссом Родосским в Греции.

Колосс Родосский

Итак, амбициозный Бартольди загорается идеей создать подарок для США: но нужно понять, какой будет новая скульптура и где она будет стоять. Он отправляется в Америку в 1871 году — к этому моменту власти Наполеона III во Франции уже пришел конец, так что можно всерьез браться за работу над новым проектом. Корабль, на котором Бартольди прибывает в Нью-Йорк, входит в нью-йоркскую бухту и первое, что видит скульптор — остров Бедлоу (через несколько десятилетий он получит имя Либерти — в честь статуи Свободы). Бартольди убежден: именно здесь, «у врат в Америку», и должна стоять его будущая колоссальная статуя. Идея начинает обретать очертания.

Успеть к столетию независимости США — миссия невыполнима

Успеть к столетию независимости США — миссия невыполнима Процесс создания руки «Свободы»

Вернувшись на родину, Бартольди приступил к работе. Для начала нужно было определиться с тем, как будет выглядеть будущая статуя — и скульптор при поддержке уже известного нам либерала Лабулэ выбрал в качестве прообраза древнеримскую богиню свободы Либертас, которая в том числе считалась покровительницей освобожденных рабов. Еще не забыли, что Лабулэ был главой антирабовладельческого общества? Как раз ему принадлежит идея сделать статую в числе прочего символом отмены рабства в США в 1865 году. При этом Либертас могла быть не единственным источником вдохновения Бартольди: одни считают, что лицо «Свободы» он создавал по образу своей матери, а другие угадывают в чертах статуи портрет самого Лабулэ. Доказательств у таких предположений, конечно, нет.

Окончательный вариант будущей статуи был выбран лишь в 1875 году — всего за год до столетия независимости Америки! К строительству приступили немедленно. Главным инженером стал архитектор Эжен Виолле-ле-Дюк, который и предложил использовать в качестве материала медь — кстати, изначально статуя была обычного для меди золотисто-розового цвета, а позеленела она со временем из-за окисления. Для создания статуи потребовалось триста медных листов: им придавали нужную форму с помощью ручной штамповки молотом и скрепляли между собой металлическими стяжками. 

Процесс создания статуи был долгим и трудоемким, кроме того, проект столкнулся с нехваткой финансирования: напомним, деньги на него не выделялись правительством, нужные средства собирались через пожертвования. Со временем французы усомнились в необходимости тратиться на статую, которая будет стоять в другой стране, и стали жертвовать все меньше. Завершить проект к столетию США было невозможно.

Скульптор, впрочем, не отчаивался: к 1876 году уже был готов знаменитый факел Свободы — его-то и отправили в Америку, где показали публике на Столетней международной выставке в Филадельфии. Подобная демонстрация подстегнула людей по обе стороны океана жертвовать средства на финансирование проекта, и в мастерских снова застучали молоты.

Следующей завершенной частью статуи Свободы стала ее голова — этот фрагмент был  выставлен на Всемирной выставке в Париже в 1878 году, и сбор денег снова ускорился. Но трудности на этом не заканчивались.

Гюстав Эйфель и «скелет» Свободы

Гюстав Эйфель и «скелет» Свободы Статуя Свободы внутри

Работа над статуей кипела: мастера уже начали штамповку фрагментов ее «тела», а скульптор Бартольди столкнулся с новой проблемой — «Свободу» весом в 90 тонн и высотой в 46 метров нужно было надежно закрепить, ведь ей предстояло стоять у самого входа в нью-йоркскую бухту и выдерживать удары ветра и моря.

Как назло в этот момент скоропостижно скончался инженер Виолле-ле-Дюк. Он успел оставить план структуры по поддержке статуи, однако Бартольди счел его устаревшим и требующим доработки. Было принято решение: обратиться за помощью к инженеру Гюставу Эйфелю. Этот 47-летний новатор уже получил известность как создатель мостов на железных опорах и работал над строительством самого высокого моста в мире. Для него предложение Бартольди стало настоящим вызовом и возможностью приложить руку к чему-то поистине уникальному.

Эйфель разработал для статуи Свободы революционную систему креплений: она состояла из главной опоры, на которую крепился металлический «скелет» с отходящими от него плоскими перекладинами. На этих перекладинах как раз и должно было держаться медное покрытие статуи. Неоспоримым преимуществом стала приспособленность такого каркаса к непогоде: при сильных ветрах перекладины воспринимали движение медных листов и раскачивались, подстраивались под ветер, а не пытались с ним бороться. Кстати, именно поэтому статуя Свободы немного «качается»: при ветре в 100 м/с она будет отклоняться от своего обычного положения на 7,6 см, а факел — на целых 12,7 см. Кроме того, созданная Эйфелем структура была очень легкой и компактной, а сама статуя, по сути, оставалась полой.

Для Эйфеля эта новаторская разработка станет знаковой — спустя несколько лет после работы над статуей Свободы он использует полученный опыт для создания легендарной Эйфелевой башни, которая до сих пор остается самой узнаваемой достопримечательностью Парижа.

Как «Свобода» едва не осталась без дома

Как «Свобода» едва не осталась без дома Процесс создания фундамента для Статуи Свободы

Работа над статуй во Франции наконец подошла к концу — а что за океаном? Вы же не подумали, что американцы должны были просто сидеть и ждать, когда им привезут гигантский подарок? 

По договоренности, американская сторона должна была подготовить постамент для будущей «Свободы». Но все было не так просто: уже был готов фундамент, спроектирована система креплений внутри постамента и заложен первый камень, однако проблемой — снова! — стало финансирование.

Противником проекта был тогда еще губернатор Нью-Йорка, а в будущем президент США Гровер Кливленд, который помешал властям штата выделить 50 тысяч долларов на этот проект из фонда финансовой поддержки. В 1885 году все работы по возведению постамента остановились из-за нехватки денег, а во Франции все чаще призывы оставить статую на родине и не отправлять ее «неблагодарным» американцам, неспособным выполнить свою часть «сделки». Так бы и стояла леди Свобода в Париже, но судьба распорядилась иначе.

Проект буквально спас американский издатель Джозеф Пулитцер, который обрушился с критикой на политиков и богачей за отказ финансировать строительство постамента. Он также предложил напечатать на страницах своей газеты имена всех, кто пожертвует средства на возведения постамента — тем самым призывая к действию представителей рабочего класса. Был у него и собственный интерес — вся эта история была полезна для продвижения изданий Пулитцера. Так или иначе, именно его стараниями удалось собрать более 100 тысяч долларов — будущее статуи было обеспечено.

Борьба за постамент стала последней серьезной проблемой для авторов проекта. Когда все разрешилось, французы разобрали уже готовую статую на 350 частей и отправили в нью-йоркскую бухту. Весной 1886 года был завершен тот самый постамент, а уже осенью — 28 октября — состоялось торжественное открытие леди Свободы, которая с того момента и по сей день остается одним из главных символов Соединенных Штатов.

Торжественное открытие статуи Свободы в 1886 году

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится