Главные ошибки в общении
Факт, что человек с охотой слушает историю о походе, когда рассказ ведется линейно, без сюжетных ответвлений и лишних слов. Представь, что идешь в магазин. У тебя есть шанс срезать или пойти извилистой тропой, которая в два раза длиннее. Естественно, ты короткую, потому что сэкономишь время. Сам вспомни реакцию на то, как пытаешься обсудить с человеком важную тему, а он постоянно сбивается с верного пути. Перескакивает с одного на другое, и ваш разговор превращается в переливание из пустого в порожнее.
Или вспомни знакомого, который работает на шиномонтажке. У него, конечно, веселые истории, однако слушать их тяжело. В чем проблема? Вроде и повествование линейное, быстро и смешно, а все равно удовольствия от диалога нет. А все потому, что через каждое третье слово проскакивает мат. Нецензурная лексика, конечно, часть нашего языка, но она должна быть уместной. Вряд ли ты будешь есть борщ с молоком вместо сметаны. У каждого блюда есть свои сочетания.
Еще одно препятствие цельного диалога – междометия. Как же трудно слушать человека, который после каждой вымученной мысли вставляет протяжное «эээ». Складывается ощущение, что разговариваешь с коровой, которая пытается вести с тобой дискуссию. Аканья, уканья и прочие звукоподражания отталкивают от собеседника. Думаю, он прекрасно знает, что тебе известны гласные буквы русского алфавита. Умного человека видно издалека, поэтому не стоит лишний раз проявлять кругозор, полученный из азбуки.
И, конечно же, стоит следить за интонациями. Товарищу не будет смешно, если ты расскажешь забавную историю заунывным тоном. Или же наоборот после каждого слова начнешь захлебываться от смеха, приближаясь к кульминации. Скорее всего, рассказ не будет понят, а единственный повод для улыбки – твое беспричинное хихиканье.
По отдельности и в совокупности эти факторы мешают цельному восприятию истории. После нескольких подобных бесед ты получишь репутацию человека, разговаривать с которым неинтересно. Может быть, ты хорош в чем-то другом, но задушевные диалоги – не твой конек. Если узнал в этих примерах себя, то перейдем к способам исцеления твоей речи.
Методы борьбы
В основе любой успешной беседы лежит четко продуманная мысль. Этот совет распространяется на все перечисленные проблемы. В особенности на тех, кто не может собрать мысли в единую композицию и выдает предложение, из которого не понятно ничего. Вспомни Кенни из «Южного парка» – пример неумелого собеседника. Он, конечно, отличный товарищ, однако поговорить с ним не о чем.
Не будь как Кенни, тщательно продумай, что хочешь сказать
Не беги вперед паровоза с необдуманной мыслью. Интригующая пауза звучит куда круче, чем бессвязный набор слов. Повтори про себя то, что хочешь сказать, и выдай предложение вслух. После первой же подобной практики заметишь, что твое высказывание звучит структурированно. Однако для того, чтобы выйти на уровень великих ораторов, нужно применить еще несколько других методов. Но избавится от нежелательных междометий это поможет.
В основе хорошей беседы лежит уважение к чужому мнению
Один из барьеров – это перебивания партнера. Остановись, забудь о том, что твое мнение неоспоримо, и перестань обрывать на полуслове. Выслушай до конца и потом вставь ремарки. Уверен, что тебе неприятно было разговаривать с батей или дедом, когда они объясняли тебе, что нужно подстричься, и не обращали внимание на твои возражения. Если хочешь, чтобы с тобой стремились общаться, то искорени эту привычку. Она злостный паразит здоровой коммуникации.
Касаемо интонаций, не будь излишне эмоционален и наоборот
Старайся говорить искренне, с теми эмоциями, которые ты испытывал во время истории, о которой повествуешь. Так и собеседник будет на твоей волне, и тебе будет проще собрать мысли воедино. В голове ярче всего играют образы и чувства. От них и отталкивайся. Не нужно с наигранным артистизмом рассказывать о прошлых классных выходных. Это выглядит фальшиво и отталкивает. Если же ты не эмоциональный человек и у тебя не получается рассказать с энтузиазмом, то повествуй спокойно. Так, будто читаешь приятную тебе книгу. Плавная речь звучит лучше, чем нудная.
Кстати, если ты не можешь во время повествования сдерживать смех – выдержи паузу. Переведи дух и начни рассказывать. Слушатель сам решит, смеяться ему или нет. А твой преждевременный настрой может его вынудить на неискреннюю реакцию. Такие моменты смущают. Это как рассказать анекдот задом наперед, интрига теряется, когда панчлайн известен заранее.
С бранью бороться сложнее
В категорию попадают и слова «типа», «как бы» и «короче». С этим предстоит бороться комплексно. Чаще всего ты вставляешь такие конструкции, когда забылся или не знаешь, что сказать. Сформулируй мысль перед подачей. Однако этого чаще всего не достаточно. Сконцентрируйся и работай над собой. Представь, что общаешься с матерью. Ее ты не будешь обкладывать трехэтажным матом. Можешь попрактиковаться с другом с такой же проблемой. Введи с ним соревновательный режим и договорись о выплате условного полтинника за каждое неаккуратно брошенное слово. Возможно, что ты уже занимался подобным, но не заметил результата. Постарайся отнестись к этому серьезнее и не воспринимай работу над речью, как одолжение. Прежде всего ты делаешь это для себя.