Языческие разводы: противоречивые сведения
О разводах во времена язычества есть масса противоречивых сведений. Одни историки пишут о том, что язычники заключали брачный союз на века, и расторжения брака как такового не существовало. Однако если жена была бесплодна, муж имел право взять себе другую женщину. А если вспомнить легенду «Сказ о Петре и Февронии Муромских», то становится ясно, что она отражает реальность. А ведь в ней рассказывается о том, что вдовы всходили на погребальные костры вслед за своими умершими мужьями. Есть иные исторические документы, в которых находят упоминания, впрочем, достаточно скудные, что в языческие временны разводы были делом простым и лёгким. Сегодня сложно сказать, как было на самом деле. Точно известно только одно: когда Русь приняла христианство, позиция церкви по отношению к разводу всегда была крайне негативной.
Разводы после принятия христианства: 2 рубля за право бросить жену
После того как на Руси было принято христианство, в семейном кодексе произошли изменения. Постепенно стало вводиться правило обязательного освящения брака церковью. Однако в обществе существовали так называемые неформальные браки. Если муж и жена хотели развестись, они обязаны были соблюдать правила, причём согласие на развод должно было быть двусторонним. Но так происходило не всегда.
Если жена была против развода, но муж всё равно уходил из семьи, он обязан был компенсировать свой поступок материально. При этом денежные суммы варьировали в зависимости от того, какой социальный статус был у семьи. Существовал даже юридический документ, а именно знаменитый Устав князя Ярослава о церковных судах. В нём указывалось, что, к примеру, простолюдин может бросить жену за 2 руб. А вот для боярина сумма компенсации была гораздо больше и составляла 300 гривен.
Невенчанные браки были запрещены окончательно лишь в 1774 году. Тогда Священный Синод выпустил указ, в котором тем парам, что живут в невенчанном браке, сулилось множество наказаний — отлучение от церкви и даже лишение права попасть в рай после кончины. Однако даже венчанный брак можно было расторгнуть, конечно, если для этого существовали веские причины.
Различные причины, по которым можно было развестись
Считалось, что венчанный брак освящается самим Богом, поэтому отношение к разводу со стороны церкви было очень негативным. Естественно, создавались различные препятствия для тех, кто хотел «разбежаться». Служители церкви говорили, что желающий развестись совершает прелюбодеяние и соответственно вынуждает своего партнера к таким же действиям. Потому и на женщинах, которые были разведены, жениться запрещалось.
Согласно Византийскому своду законов развод был разрешен только по очень серьёзным причинам. Это можно было сделать в том случае, если один из супругов:
• Отличается аморальным образом жизни — не ночует дома, ходит в различные общественные места и не берёт с собой жену, или (случалось и такое) продаёт свою жену за деньги.
• Если человек пропал без вести.
• Не может выполнять супружеские обязанности, а также если человек бесплоден.
• Принял другую веру или ушёл в монастырь.
• Заболел проказой (полагалось отпустить партнёра, чтобы была создана новая здоровая семья).
• Был заговорщиком против государя.
• Пытался убить своего партнера
Прежде чем происходил развод, дело разбирали в суде. После того как все решалось, супруги обязаны были выплатить митрополиту штраф, причём для венчанных он составлял 12 гривен, а для невенчанных — шесть. Затем делили имущество. Кстати, детям доставалось имущество отца.
Как разводились великие князья
Обычно инициатором развода были мужчины. Они влюблялись в молодых женщин и желали завести новые семьи. Несмотря на негативное отношение церкви, к разводам прибегали и простолюдины, и представители высших сословий, князья. Самыми распространёнными причинами, по которым князья разводились с жёнами были следующие: болезнь жены, бесплодие женщины и ее уход в монастырь (который порой сложно было назвать добровольным).
Законодателем разводов стал князь Владимир Великий. Когда на Руси было принято христианство, Владимиру пришлось развестись с несколькими жёнами, которые были язычницами. Князь московский Симеон Гордый развёлся со своей женой, мотивируя это болезнью женщины. После этого он женился, впрочем, замуж вышла и его бывшая супруга Евпраксия. Роман Галицкий развёлся с женой, силой заставив её стать монахиней. А вот Евдокия, жена князя владимирского Святослава, ушла в монастырь по собственному желанию, так как поняла, что муж ее не любит.
Московский князь Василий III состоял в браке с Соломонией Сабуровой целых 20 лет. Но детей у них не было. По этой причине Василий решил развестись с женой. Но церковь возражала, и Василий предпринял решительные действия: силой власти он лишил митрополита Варлаама сана, а тех, кто был недоволен его решением, отправил в ссылку. После этого Василий женился и у него родился сын Иван. Это был знаменитый Иван Грозный.
Что касается Ивана Грозного, то и он разводился неоднократно. Например, Анну Колтовскую и Анну Васильчикову он заточил монастырь. Так же поступил Пётр Великий, заставив Евдокию Лопухину принять постриг. Стала монашкой жена Василия Шуйского — Елена Репнина, хотя причиной называлось её бесплодие. Александр II женился дважды: в первый раз на Максимилианне Гессен-Дармштадтской. С ней он прожил почти сорок лет. Когда женщина скончалась от туберкулёза, Александр женился на Екатерине Долгоруковой. При этом он даже не стал ждать, когда закончится траур. Александр Екатерину страстно любил и к моменту смерти первой жены уже имел от неё детей.
Сейчас с разводами, разумеется, гораздо проще. И причины расставания другие. Например, эти 7 звёздных семей распались из-за зависимостей.