Начнем с самой земной монастырской должности.
Келарь — это завхоз, или администратор монастыря. Чем больше был монастырь, тем важнее была должность и больше помощников полагалось келарю. Название должности происходит от латинского cella — «кладовая», «амбар».
Келарь входил в число полноправных монахов, а была ещё другая категория (низшее сословие) — мирские братья.
В русских монастырях келари появились в XI веке. Должность ввёл в устав Феодосий Печерский. Отличие православного келаря — в совмещении должности завхоза и трапезника. И такая двойственность весьма интересна. Ведь если католический келарь — фигура высшего полета, то трапезник входит в низшее сословие и параллельно выполняет функции звонаря и сторожа.
Конверсы относились к мирской группе и обычно ели отдельно от монахов. Обычно неграмотные, они занимались физической работой, чтобы монахи имели возможность больше времени посвящать службе и молитвам.
Появились конверсы так. Часть монастырей отказалась от труда крестьян на своих землях, однако быстро стало ясно, что пахать землю, а потом идти молиться весьма затруднительно для тела. Поэтому придумали этакий гибрид монаха и крестьянина — конверса. Также их называли «бородатыми братьями».
В некоторых монастырях конверсу позволялось обучаться грамоте и позже стать полноценным монахом, но обычно такое запрещали.
В православной традиции конверсам частично соответствуют трудники — люди, добровольно помогающие монастырям и церквям по хозяйству и не имеющие цели пострига. Однако трудники обычно живут вне монастыря и только приезжают на время работы.
В песне «Родная» группы «Калинов мост» в конце идут такие слова:
Кто поставит крест на могилы нам?
Инок да шаман. Инок да шаман.
Почему инок, а не монах? Только из-за рифмы? Вовсе нет. Монахи физической работы избегали, чтобы больше времени потратить на молитвы. А вот иноки, к которым конверсы относятся, как раз и занимались рытьем могил, установкой крестов и другими делами.
Вместе с конверсами в «неполноценные монахи» входили послушники и ученые братья.
Послушником мог стать человек любого возраста, даже старик, пожелавший уйти от мирской суеты. Срок послушания обычно длился год. Если послушник желал остаться и его признавали достойным монастыря, он давал обеты и становился монахом ордена.
С учеными братьями история несколько иная. Обычно их отдавали в монастырь маленькими детьми и обучали грамоте, латинскому языку, богослужению и так далее. Именно ученые братья были первыми кандидатами в священники, а также в завхозы (келари), так как административным навыкам мальчиков также обучали.
Инфирмарий — санитар, врач, фельдшер монастыря. Заведовал больницей, аптекарским огородом, знал, как готовить лечебные снадобья. Фактически выполнял роль врача не только внутри монастыря, но и для прихожан в ближайших деревнях.
Инфирмарий отвечал и за такой медицинский обычай Средневековья, как кровопускание. Раз в квартал он контролировал, чтобы все здоровые монахи в монастыре «слили» некоторое количество крови. Детали процедуры до сих пор неизвестны: сколько крови собирали, что с ней делали, какие приспособления использовали? Зато известно, что кровопускание в монастыре запрещалось во время поста или на время сбора урожая.
Должность госпиталия может ввести в заблуждение, ведь в нём слышится слово «госпиталь». Но вряд ли в монастырях держали сразу двух врачей. И верно, госпиталий отвечал за… гостеприимство! Причем принимал он не всяких гостей, а только знатных и богатых людей, способных оказать монастырю ту или иную помощь. Фактически госпиталии стали предшественниками экскурсоводов, поскольку именно они вели гостей по святыням и рассказывали историю реликвий.
Елемозинарий, или Элемозинарий (раздатчик милостыни) — противоположность госпиталия. Нет, он не вышибала. Просто отвечал за приём бедноты и простых паломников. В его заботы входило обеспечивать едой неимущих. Делалось это так: елемозинарий собирал остатки трапезы монахов и отдавал бедным. Также существовал обычный: когда монах умирал, в течение 30 дней после смерти его порцию еды и вина отдавали нуждающимся.
Скорее всего, изначально появилась должность госпиталия, и он отвечал за приём всех гостей монастыря — и знатных, и простолюдинов. Но необходимость дружить с сильными мира сего постепенно привела к раздвоению должности и появлению «госпиталия для бедных».
Остальные должности нам уже хорошо понятны. Был в монастыре свой библиотекарь, обязательно имелся ризничий (у католиков кистер).
Помощник аббата назывался приор. Сам же аббат вовсе не был наделен абсолютной властью над братией, как многие думают. По уставу ордена он был обязан советоваться с монахами по наиболее важным вещам. Известны случаи, когда монахи прогоняли аббатов, а то и убивали, если те или слишком многого с них требовали, или приводили монастырь к упадку.
Большинство должностей из Средних веков успешно сохранилось в монастырях и в наше время. А некоторые даже вышли за пределы церкви. Например, в английских больницах и госпиталях появилась должность «алмонер» (от almoner — раздача милостыни). Это наследники тех самых монастырских елемозинариев, которые занимаются психологической помощи больным. При этом в ХХ веке должность стала гражданской и занять её может человек, не имеющий отношения к религии.