Дом напоминал дворец
Доходный дом купцов Колобовых, расположенный на пересечении улицы Ленина и Пушкарского переулка, был возведен в 1910 году по проекту талантливого зодчего Сергея (Цалека) Гингера. Здание выполнено в стиле эклектики и необарокко, что уже само по себе говорит о самобытности и независимости вкусов его владельцев – ведь в те времена в моде был модерн. В роли заказчиков выступили знаменитые петербургские купцы-миллионеры Николай и Федор Колобовы.
Первоначало было задумано выстроить здесь корпуса разной этажности, однако, учитывая особенности здешней архитектуры, владельцы добились от городских властей разрешения сделать все постройки пятиэтажными.
Кстати, есть предположение, что убранство фасада в стиле растреллиевского декора было выбрано неслучайно, а в связи с расположенной по соседству Матфиевской церковью, выполненной в стиле барокко – таким образом получался единый ансамбль.
Затейливая планировка, необычный треугольный двор со стороны переулка и претенциозный курдонер со стороны улицы Ленина, эркеры, поддерживаемые фигурами атлантов, кариатиды на лоджии – все это не может не вызывать восхищение фантазией заказчиков и архитектора.
На новый дом с оригинальной угловой башней сразу обратил внимание весь Петербург, и в 1912-м этот проект был даже признан лучшим в конкурсе городских фасадов.
Все начиналось со старой баржи…
Купцы Колобовы – люди уникальные. В начале прошлого века они были невероятно богаты, имея в Петербурге четыре десятка (!) доходных домов. И это не считая их основного семейного бизнеса – лесопильного завода на Малой Невке.
Особенно интересным человеком был Федор Николаевич Колобов. Почетный гражданин Санкт-Петербурга, староста церковного прихода и купец 1-й гильдии, он имел властный и твердый характер – такой, что окружающим было достаточно лишь одного его строгого взгляда, чтобы беспрекословно подчиниться. Вместе с пожилой матерью и младшим братом Николаем, который на тот момент был еще подростком, он приехал в Петербург из Рязанской губернии в 1880-х. Здесь Колобовы купили лесопилку на деньги, вырученные от продажи старой баржи, а точнее, дров, на которые ее предварительно разобрали. Именно с этого рискованного, казалось бы, вложения и начала развиваться их будущая империя, сделавшая впоследствии братьев миллионерами.
Федор Колобов был известным в Петербурге благотворителем. Во время Первой Мировой он организовал на территории Спасо-Преображенского Колтовского храма Союз прихожан для помощи воинам и их семьям, руководила которым его супруга Анастасия. Здесь же работали как волонтеры и его дочери.
В 1908–1914 годах в городе на Неве были отстроены целые «колобовские» кварталы доходных домов. Был у братьев и свой отдельный особняк на набережной Малой Невки, на первом этаже которого располагалась администрация их лесопильного завода. Напротив этого здания купцы, будучи заядлыми книголюбами, выстроили собственную библиотеку. Николай Колобов коллекционировал редкие, старинные книги и рукописи (например, в числе его раритетов были копии «Мертвых душ» и «Путешествия из Петербурга в Москву»). Самое раннее же из собранных им изданий датировалось пятнадцатым веком.
Патриотизм и смирение
После революции Федор не уехал за рубеж, а поступил стоически – передал все свои доходные дома советской власти и сам остался в городе. Крупный завод Колобовых был также национализирован. Новые власти, в свою очередь, бесцеремонно выселили купца из его особняка, и свои последние дни богатейший некогда житель Санкт-Петербурга доживал в тесной коммуналке, которую ему с семьей выделили в одном из его же доходных домов на Большой Зелениной улице. Теперь все здания Колобовых стали либо помещениями для советских контор, либо обычными многоквартирными домами, заселенными пролетариями.
Отошла советскому государству и библиотека, которую Колобовы также передали новой власти добровольно. Часть ее ценнейших книг была перевезена в библиотеку Академии Наук, еще часть попала в Публичную библиотеку, а также в отдел рукописей Пушкинского Дома.
Интересно, что у Федора Колобова имелись крупные счета за рубежом и при желании он мог сразу после революции покинуть Россию, обеспечив себе и семье безбедное существование на чужбине. Однако бывший купец предпочел остаться в нищете, но не покидать родину. Вся его жизнь в советский период была олицетворением стойкости и покорности судьбе.
Младший брат поступил по примеру старшего: остался на родине и закончил свои дни в бедности, ни разу не пожалев о том, что не уехал из России.
Дом-дворец в Пушкарском, естественно, также отошел государству. Кстати, еще более печальной оказалась судьба архитектора этого здания. После революции Гингер продолжал работать, проектируя дома для рабочего класса и оборонительные сооружения, и даже преподавал, но в 1933 году все изменилось: его как «антисоветчика-вредителя» предали суду и выслали в Томск, а четыре года спустя приговорили к расстрелу.
В начале XXI века знаменитый Колобовский дом стал выглядеть весьма своеобразно: с одной стороны это шикарный парадный фасад, а с другой (которая выходит на Пушкарский переулок) — стены, разрисованные уличными художниками.
Сегодня этот дом считается элитным и его часто можно увидеть в различных фильмах и сериалах – уж больно колоритно это шикарное и самобытное здание, похожее на дворец, без которого любому знатоку Петербурга невозможно представить свой родной город.