В XVII веке наступил Золотой век Франции. Эта страна стала самой богатой и могущественной монархией в Европе.
Одной из главных задач короля в этой ситуации было не столько вести войны или пытаться не развалить страну, сколько всеми возможными способами обеспечить наследника. Желательно не одного. Соответственно, наука любви приобрела очень важное, практически политическое значение.
Флирт и любовные приключения стали главным занятием французского двора. Что характерно, «король-солнце» Людовик XIV не ограничивался производством наследников с женой (очень набожной и чопорной женщиной), он имел к тому же многочисленных любовниц, чьи дети даже были легализованы и получили титулы.
Вкусы короля и его затеи немедленно копировали не только придворные в Версальском дворце развлечений, но и многочисленные королевские дворы всей Европы. Кое-что даже долетало до России. Версаль в те времена был настоящим центром цивилизации — впечатляющим, избыточным, удивительным.
Давай же полюбопытствуем, какими были любовные утехи Людовика XIV, а также его не менее одаренных наследников.
1. Фаворитки короля
Фаворитки были у французских королей и до Людовика XIV, однако при нем женская часть двора достигла небывалого расцвета и влияния. Главная любовница короля — это был вполне официальный статус. Фаворитка жила во дворце, в покоях над королевской спальней (с потайной лестницей вниз), и даже имела собственных фрейлин, как королева, а также вела свои приемы и участвовала в светской жизни.
Однако главной ее задачей, конечно, было разжигать королевские страсти. В этом плане Галантный век знал очень одаренных женщин. То они придумывали соблазнение с помощью экзотических ароматов (дворец, да и сам двор изрядно попахивали, о чем мы расскажем ниже), то игрища в садах, то бал-маскарад, то совместные ванны.
Впрочем, не всем, конечно, удавалось завладеть вниманием короля так надолго, как самой знаменитой фаворитке Галантного века — маркизе Помпадур, главной любовнице Людовика XV.
Обычно короли были довольно ветрены и частенько выбирали себе следующую фаворитку из числа фрейлин предыдущей. Ну правильно, это верный источник юных девушек, проживающих прямо во дворце, далеко ходить не надо.
Поэтому та же мадам Помпадур очень ревниво следила за всеми придворными красавицами, и если кто-то из них начинал оказывать излишнее влияние на короля, то дни ее во дворце были сочтены.
2. Королевский бордель
Помимо официальных любовниц, которые удовлетворяли не столько физические, сколько духовные потребности, в Версале был свой собственный… бордель. Дело было при Людовике XV и называлось это своего рода элитное заведение «Олений парк».
На самом деле Людовик XV в этом смысле был значительно более расслаблен, чем его прадед, Людовик XIV, который издал жесткие законы, запрещающие проституцию. Правнук все разрешил и даже наслаждался сам.
Считается, что «Олений парк» организовала мадам де Помпадур, после того как по состоянию здоровья больше не могла делить постель с королем. Она подбирала для развлечений монарха юных девушек, которые были слишком просты и наивны, чтобы надолго увлечь монарха. Так она обезопасила себя от конкуренции при дворе и возникновения очередной серьезной фаворитки.
Сама мадам де Помпадур частенько гостила в особняке «Олений парк» и, возможно, присматривала за развлечениями своего бывшего любовника и лучшего друга Людовика XV. Кстати, король всегда приходил в особняк инкогнито, под видом какого-нибудь польского офицера. Все было обставлено с большим вкусом и без пошлости.
Самой знаменитой из девушек «Оленьего парка» была Луиза О’Мерфи, любимая модель придворного художника Франсуа Буше. Именно она изображена на классической картине Галантного века «Одалиска» в виде наложницы из восточного гарема.
Обычно девушек из «Оленьего парка» выдавали замуж, после того как они надоедали королю. Все устраивалось самым приличным образом: король обеспечивал достойное приданое и жениха.
3. Игры в садах
Сады Версаля были настоящим произведением искусства. Именно в них происходили многие дворцовые пикантные приключения — где-нибудь в парковой беседке, в романтических зарослях на свежем воздухе.
Одним из очень эротических объектов в те времена считались садовые качели. Дама, взмывая в воздух, как бы нечаянно распахивала юбки, кавалер млел, созерцая ее восторг и слушая вскрики. В общем, мы, кажется, понимаем, что эти французы имели в виду.
Еще одним излюбленным местом для куртуазного двора был садовый лабиринт в Версале, построенный для Людовика XIV. Он был огромен, и в нем можно было запросто заблудиться. Этот аттракцион считался настоящим чудом света в Европе. На входе в лабиринт стояла статуя купидона с путеводной нитью в руках, как бы приглашая парочки затеряться в аллеях.
В конце Галантного века, уже при Людовике XVI, его жена Мария-Антуанетта придумала построить «пасторальную деревню» в Версальских садах. Тогда в моде был Руссо, простая, незатейливая крестьянская жизнь, природа…
В возведение этой декорации были вложены немалые деньги, чтобы все выглядело исключительно натурально и светские кавалеры и дамы в костюмах пейзан могли забавляться на «лугах», между специально подсвеченными сказочными домиками.
4. Купель для королевских забав
Контакт с водой, а тем более с горячей водой считался очень вредным для здоровья во Франции, когда люди еще не понимали, как распространяются инфекционные болезни.
Существует легенда, что Людовик XIV мылся всего два раза в жизни — после рождения и после смерти. Во время царствования этого короля (оно длилось рекордные 72 года) придворные врачи просто не разрешали ему рисковать своим здоровьем и мыться. Для освежения короля обтирали влажной или даже сухой белой тканью и постоянно переодевали в свежие одежды, а также заливали парфюмом. Забавно, что русские послы писали про Людовика, что он «смердит аки дикий зверь». Впрочем, дело тут, вероятно, было даже не столько в запахе немытого тела, сколько в популярных в то время во Франции сильных ароматах мускуса и амбры.
Тем не менее историки утверждают, что у Людовика XIV была первая во дворце персональная ванна, которая, правда, использовалась не для мытья, а для эротических забав. Это было удивительное произведение искусства — купель, вырезанная из цельного блока розового мрамора, которую наполняли духами, после чего король погружался туда вместе со своей фавориткой Атенаис Монтеспан.
Задумка была и вправду роскошной! Однако, как и всякое излишество, «ароматные ванны» вскоре наскучили королю. Он стал жаловаться на постоянные головные боли, которые его преследуют из-за слишком сильно надушенных придворных. Однажды он даже не пустил в свою карету маркизу Монтеспан, так как «не мог переносить ее духов». Это был верный признак опалы. В тот момент Людовик уже присмотрел себе новую любовницу — юную и свежую Анжелику де Фонтанаж.
После того, как выяснилось, что Монтеспан к тому же, постоянно добавляла в вино и пищу королю афродизиаки неизвестного состава (которые вообще-то могли оказаться ядовитыми) без его ведома, дни слишком деятельной фаворитки были сочтены.
5. Что естественно, то не безобразно
Ладно мытье. Справление естественных потребностей — вот где была настоящая проблема дворца.
В разгар Галантного века в Версале проживало около тысячи придворных кавалеров и дам, а также несколько тысяч их слуг. Ватерклозетов в те времена не было, так что вся эта огромная компания пользовалась ночными горшками, которые горничные иногда просто выливали из окон (мы знаем об этом, так как в середине XVIII века был издан декрет, строго запрещавший это делать).
При этом многие не стеснялись справить нужду (причем любых масштабов) в темном углу коридора дворца или за дверью. Как ты понимаешь, благоухало все это так изрядно, что действительно требовались опрыскивания дворца парфюмом, чтобы хоть как-то перебить запах. Недаром свиту короля в те времена называли «надушенный двор».
Также совершенно понятно, почему эротические приключения при любой возможности проводили в саду. Там можно было нюхать жасмин и думать о возвышенном, а не о земном.
Дамам и кавалерам Галантного века ничего не оставалось, как относиться к этой стороне жизни с пониманием и юмором. Людовик XIV, например, частенько вел утренние приемы, восседая на своем королевском «утреннем троне», под которым располагался горшок. В целом присутствовать при утреннем туалете монарха (это не только то, что мы сейчас понимаем под этим словом, но также обтирание духами и одевание) было величайшей придворной честью и называлось «посещение восхода короля».
Так что кавалеры, которые во всем копировали своего правителя, по поводу естественных потребностей особенно не комплексовали. Ну а для дам придумали специальное изящное приспособление, которое называлось бурдалю. Это был фаянсовый горшочек с ручкой, который дама могла использовать стоя, отойдя в темный угол.
Для дам двора такие горшочки изготовлялись из самого дорогого севрского фарфора и были украшены тонкой росписью. Иногда пикантного содержания. Например, на бурдалю из петергофской коллекции изображен глаз и надпись на французском языке: «Он тебя видит, шалунишка!» Как видишь, эта французская мода докатилась даже до России.
Забавно, что название свое горшок получил от имени очень популярного священника того времени, который славился своими длиннющими, однако очень остроумными проповедями. Так вот, дамы двора шутили, что посещать это пиршество духа совершенно невозможно, не захватив с собой горшочек. Ведь туалетов в церкви не было, а выходить наружу прямо во время проповеди — значило оказывать величайшее неуважение к аббату Бурдалю.
6. Сексуальное образование короля
Интересно, что этим аспектом жизни Людовика XIV озаботилась его собственная мать. Нет, не подумай ничего плохого. Просто королева в свое время так настрадалась от непробиваемой наивности собственного мужа, Людовика XIII (о нем вообще ходили слухи, что он предпочитает мужчин), что задумала решить этот вопрос для своего сына в самом нежном возрасте.
Когда уже действующему «королю-солнцу» исполнилось 15 лет, мать подослала свою подругу, баронессу де Бове, чтобы она «встретила мальчика в коридоре дворца и удивила его».
Говорят, баронесса была невероятно уродлива, ее даже называли «одноглазая Кэт» из-за того, что одно веко не до конца открывалось. Возможно, таким образом мать пыталась избежать юношеской влюбленности сына, чтобы все было только по делу.
Однако, несмотря на внешность, де Бове смогла очень эффективно «удивить» его величество и даже не один раз. В итоге после благополучной женитьбы король в виде благодарности пожертвовал ей большой дом в Париже и солидное обеспечение.
А вот у Людовика XVI, увы, не было такой заботливой матери. Этот король совсем не унаследовал темперамент своих предшественников.
Известен придворный анекдот о том, что после того, как Людовик XVI был женат уже семь лет, а наследника все не было, в Версаль со специальной миссией был послан его зять, брат Марии-Антуанетты.
Тот выяснил, в чем дело, и написал домой ироничное письмо, в котором сообщал: «Король входит внутрь, затем пребывает в этом положении абсолютно недвижно минуты две, после чего выходит, не завершив дело, все еще в том же состоянии возбуждения, и желает жене спокойной ночи!»
Зять быстро наладил дело, и буквально через девять месяцев королева родила.
Однако в целом это недоразумение стало своего рода концом мужественного Галантного века. Людовик XVI оставался верен своей королеве, а вот та, напротив, согласно многочисленным слухам, имела, как минимум, платонических любовников. Все это очень сильно подрывало авторитет короля (помимо того, что огромные богатства Франции за два века галантных развлечений и роскошных забав как-то незаметно испарились). В итоге эпоха завершилась революцией и полным низложением великолепных, однако довольно бесполезных королей.