Брод и набеги крымских татар
Сейчас Крымский мост входит в состав Садового кольца в самом центре столицы, а вот в XVI веке на этом месте был брод через реку Москву, а оба берега занимали широкие бескрайние луга. Те времена были периодом постоянных набегов крымских татар, и неподалеку от реки, где было достаточно мелко, чтобы переправиться вброд, возник Крымский двор. Там останавливались татарские гонцы, торговцы, и название распространилось как на берег со стороны реки Якиманки, так и на само мелководье, оно стало Крымским бродом. Это имя на некоторое время унаследовал и построенный тут мост.
Брод сыграл свою роль и во времена Смуты 1598-1613 годов. Когда войска литовского гетмана Ходкевича в августе 1612 года подступали к Москве, силы Второго ополчения под предводительством Кузьмы Минина именно по Крымскому броду переправились на противоположный берег Москвы-реки, и неприятель потерпел поражение.
В конце XVIII века со строительством Водоотводного канала на реке была сооружена плотина, которая стала причиной повышения уровня воды на месте Крымского брода. По этой причине было принято решение о строительстве моста. В 1789 году он был построен – деревянное сооружение, получившее название Никольский (или Николаевский) мост – по расположенной неподалеку церкви Святого Николая Чудотворца в Хамовниках. Этот мост был наплавным, понтонным, а потому каждую весну требовалось наводить его заново, поскольку паводок наносил конструкции повреждения.
От понтонного моста – к «мышеловке»
В начале XIX века вместо наплавного был возведен постоянный деревянный мост, который предусматривал и проход судов. Архитектором выступил Антон Иванович Герард, генерал-майор, сахарозаводчик и инженер, до этого участвовавший в восстановлении стены Китай-города. Новый мост стал называться Крымским.
В те времена Москва-река в районе Крымского моста сильно мелела – потому от слова «брод» москвичи отвыкали долго. Как рассказывал писатель Михаил Загоскин, в реке по колено в воде играли пятилетние ребятишки, а «на широких отмелях расхаживали галки и вороны».
Крымский мост постоянно требовал ремонта, и в 1873 году он был заменен новым, металлическим. Конструкция была разработана архитекторами Амандом Струве и Владимиром Шпейером. Мост состоял из двух пролетов по 64 метра каждый, общий вес элементов сооружения составил около четырех тысяч тонн. В каждую сторону вела полоса для транспорта, располагались тротуары для пешеходов, а в начале XX века были проложены и трамвайные рельсы. Новый мост скоро получил прозвище «мышеловка»: входы украшали башенки, соединенные между собой арками, а сама конструкция представляла собой «коридор» с ажурными стенами.
Висячий мост и «Большой вальс»
В двадцатых годах XX века были задуманы реконструкция и строительство сразу нескольких крупных мостов в центре Москвы, состоялся конкурс на лучшие проекты по созданию Большого Каменного, Большого Краснохолмского и Крымского мостов. В состав жюри, оценивающего предложения, вошли ученые и инженеры, а также художник и искусствовед Аполлинарий Васнецов. Но конкурс тогда свернули, проекты реализованы не были, и к идее реконструкции Крымского моста вновь обратились уже во второй половине тридцатых.
Тогда был выбран проект архитектора Александра Власова. Он принял решение строить подвесную конструкцию на столбах-обелисках, инженерные разработки были выполнены Борисом Константиновым. Существующий мост передвинули на несколько десятков метров вниз по течению, а на его прежнем месте началось строительство нового.
Как и полагается, такие масштабные преобразования сопровождались легендами – одна из них гласила, что в числе деталей нового моста есть одна, отлитая из чистого золота, якобы она была установлена сами Сталиым. Открытие нового Крымского моста состоялось в 1938 году, после чего старый был демонтирован. Некоторое время, до 1957 года, помимо автодороги, по нему проходили и трамвайные пути.
В длину мост достигал 668 метров, ширина составила 38,5 метра – в два раза больше, чем у предшественника. Дорожное полотно было подвешено на тросах – вантах. Конструкция не мешала обзору, не скрывала собой расположенный на берегу Москвы-реки Парк Горького. Мост называли «металлическим кружевом» - он действительно производит впечатление воздушности, легкости, несмотря на то, что весит свыше десяти тысяч тонн.
Новый мост стал для СССР одним из символов и нового времени, и новых побед – в 1944 году, 17 июля, в этом месте переходили через Москву-реку пленные немцы. Этот марш, названный операцией «Большой вальс», был задуман для того, чтобы показать миру количество захваченных бойцов немецкой группы «Центр». Солдаты и офицеры вермахта прошли по центральным улицам столицы, по Садовому кольцу, по Крымскому мосту – в общей сложности, этот «парад» продолжался больше четырех часов.
А неподалеку от моста по-прежнему остаются напоминания о тех временах, когда река была мелкой, а переправлялись через нее, используя отмели. Историю хранят названия улиц города: например, Остоженка, от остожье - некогда на этом берегу Москвы реки заготавливали сено в стогах для государева Конюшенного двора.