Кто из русских и почему в XIX веке становились чеченцами
0
0
2,027
просмотров
Кавказская война было очень долгой, она началась в 1816 году и закончилась только в 1865-м. Длилась практически пятьдесят лет. Естественно, все это наложило огромный отпечаток на всех людей, которые проживали на Кавказе: на русских, казаков и горцев.

Удивительно, но именно война поспособствовала кровосмешению. Чеченцы, которые сбегали от своих же по некоторым политическим соображениям, находили себе приют у терских или гребенских казаков. Кроме того, русские нередко оказывались в чеченской среде, там принимали веру и навсегда оставались там жить.

Известные примеры

Известные примеры

Овсянников Д. В., известный историк, в одной их своих работ писал о том, что у Шамиля - предводителя горцев - был приближенный Идрис, и он был русским. Когда-то давно его звали Мартиным Андреем. Историку удалось найти и других перебежчиков, к примеру, Родимцев удостоился получить орден от Шамиля за то, что проявлял невероятную храбрость во время сражений с русскими. Алпатов Яков руководил отрядом горцев, которые организовывали походы на тыл русских. Экс-прапорщик Залетов отличился во время взятия поселения Ахалчи и Гоцатл. Откуда же взялись эти люди? Почему они решили воевать против своих?

Солдаты-дезертиры

Солдаты-дезертиры

К рядам горцев примыкали солдаты, которые навсегда хотели уйти от наказаний и избиений офицеров. В девятнадцатом веке русские сформировали большой отряд из крестьян, которые были далеки от службы в армии. Естественно, они не хотели погибнуть во время боев, поэтому при первой же удачной возможности дезертировали.

С течением времени в горах начали формироваться небольшие поселения, которые состояли из дезертиров. Примечательно, что самая известная русская диаспора основалась в Дарго - там они ремонтировали пушки, производили ядра и картечь, а также занимались обучением чеченцев военной тактике. Примерно двести русских обосновались в небольших поселениях в Чарской области и триста - в Ведено.

Пленники

Пленники

Многие пленные были вынуждены пребывать целые десятилетия на Кавказе, там они пропитывались местными понятиями и убеждениями. В результате этого многие пленники соглашались оставаться жить в поселениях у горцев и их считали свободными людьми, а новые соседи оказывали разного рода поддержку и заряжали новыми знаниями.

Часто случалось такое, что у пленников не оставалось выбора. Они не могли доказать своим, что попали в плен ранеными, и не могли сопротивляться. Кроме того, за дезертирство могли расстрелять перед строем или же забить насмерть шпицрутеном. Многим такая перспектива не нравилась, и они оставались осваивать новые земли и изучать местные обычаи.

Казаки

Казаки

Казаки, которые основывали свои поселения вдоль горных рек Кавказа, имели особенные отношения с горцами. Они были в постоянном взаимодействии: дружили, собирались за одним столом, а иногда и вовсе роднились. Вероятнее всего, это происходило из-за того, что по своему менталитету казаки были ближе к горцам, нежели к великороссам. Кроме того, казаков к переходу на сторону горцев могли подталкивать глупые приказы командования, а также вид того, как русские солдаты издеваются над мирными жителями. Бывало и такое, что жить к чеченцам уходили целые казачьи семьи из станицы, как правило, они были приверженцами старых понятий.

С течением времени Шамиль начал обозначать таких людей как "свои русские". Многие могут ошибочно подумать о том, что русским военным в плену жилось особенно сладко, поэтому со временем они переходили на сторону врага. Овсяников пишет о том, что в 1843 году русские военные задержали дезертира Максимова. На допросе он дал показания: лично он видел около 15 офицеров, которые были закованы в колодки. Они находились под серьезным присмотром, круглосуточно за ними велось постоянное наблюдение.

Стоит отметить, что к чеченцам сбегали поляки и татары-мусульмане, которые относились к русским с лютой ненавистью.

Свободу дезертирам!

Свободу дезертирам!

Стоит отметить, что сам Шамиль делал все возможное, чтобы дезертиров было как можно больше. В одном из писем он написал, что военные, сбежавшие из русской армии, чистосердечные друзья, поэтому им необходимо создать хорошие условия для житья.

Генерал-майор Ольшевский говорил о том, что Шамиль даровал свободу многим перебежчикам. Кроме того, для них выделялись участки в Дарго для того, чтобы они строили себе дома. И это еще не все, у Шамиля была целая программа, которая была посвящена тому, чтобы русские адаптировались в чеченских поселениях. Несмотря на то, что вера в Чечне многое предопределяет, всем желающим он разрешил сохранить православие, а тем, кто принимал ислам, было позволено жениться на чеченских девушках и в полной мере влиться в культуру горцев. Кроме того, чеченскую женщину, которая грешила с русским, не наказывали, если она выходила за него замуж. Сам Шамиль часто был участником бракосочетаний чеченок с русскими мужчинами.

Вернуть всех дезертиров!

Вернуть всех дезертиров!

Российская императорская армия решила всерьез заняться этим вопросом. Царь издал указ, который позволял дезертирам возвращаться обратно, их прощали и вновь принимали в ряды русской армии. Также пленников было решено выкупать у чеченцев за соль. Кардинально это ничего не изменило, однако небольшое количество русских людей вернулись из Чечни, после того как война закончилась.

На данный момент есть сведения, что их поселили в двух поселках на территории Чечни. Один из них возвели около озера Казенойам для 58 семей бывших дезертиров, второй в Келе-Кем - туда переселили 37 семей. Кроме того, 47 семей, которые уже не относили себя к русским, расселили по станицам и зачислили их в казачьи отряды.

Многие русские решили умереть на Кавказе. Они не хотели возвращаться в Россию. Известно, что последние дни имам Шамиль, преданный своими наибами, провел в окружении русских и поляков, которые сражались с ним до последнего в горной крепости.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится