Хрущев называл дом неудачным
Главный корпус высотки начали возводить в 1938 году и строили два года. Завершить этот масштабный проект полностью помешала война. Только в 1947-м строительство возобновилось в рамках постановления о возведении в городе высотных зданий, подписанного Сталиным. Так что официальной датой заложения этого дома (как и других знаменитых сталинских высоток) все-таки считается 7 сентября 1947-го, день празднования 800-летия столицы.
Руководил проектом Дмитрий Чечулин, которому впоследствии дали квартиру здесь же. Кстати, когда к власти пришел Никита Хрущев, сталинки стали активно подвергаться критике за нерациональное использование народных средств, и излишнюю вычурность и украшательство этих зданий. Виновника таких «ошибок в строительстве» Хрущев называл прежде всего Чечулина.
Пришлось пожертвовать переулками
Грандиозная Г-образная высотка «подмяла» под себя располагавшиеся ранее на этом месте старинные переулки (Большой Подгорный, Малый Подгорный, Свешников и Курносов), а также визуально загородило вид на Швивую Горку со стороны набережной. Этот исторический окраинный район города был заселен еще с XV века, и поначалу жили здесь ремесленники огнеопасных специальностей. Местность позднее стали называть Вшивой горкой, а сама набережная получила свое название в честь стоявшей здесь небольшой слободы Котельников.
У Швивой горки вообще очень богатая история, и сама застройка района была не менее интересна, поэтому, конечно же, очень жаль, что этот район выпал из панорамы Москвы.
Гранита и мрамора не пожалели
Высотка на Котельнической – это трехкорпусное здание с 32 этажами в центральной части и 8-10 – в боковых. Спроектировано оно в виде звезды из трех лучей. Шпиль сталинки венчает герб, установленный на 176-метровой высоте.
Здание, выполненное в стиле сталинского ампира, с архитектурной точки зрения очень интересно. Оно, с одной стороны, было призвано показать Америке нашу строительную и архитектурную мощь, а с другой, напоминает о высоких башнеобразных храмах и теремах старой Москвы и отсылает нас к очарованию древнерусского деревянного зодчества. По крайней мере, такой была первоначальная идея.
Снаружи дом облицован гранитом (нижние этажи) и керамикой (верхняя часть), а внутри – мрамором, цветными металлами и дорогими породами дерева.
Стройка: факты и слухи
Смелый проект по возведению сталинских высоток с самого начала натолкнулся на отсутствие у строителей необходимых зданий и технических возможностей. Учиться им приходилось порой прямо в процессе работы, а решать технические проблемы – в режиме реального времени. Так, по причине слабых московских грунтов (песок, суглинок и т.д.), для возведения таких тяжелых монолитов потребовался сверхпрочный фундамент. Были специально созданы заводы в Люберцах и Кучине. Стали выпускаться особые башенные краны и особые кирпичи. Так что можно сказать, что строительство сталинок ускорило развитие строительной промышленности в СССР в целом.
При возведении здания на Котельнической, равно как и при строительстве высотки МГУ, активно использовали труд заключенных, для которых тут же устроили специальное лагерное отделение, обнесенное трехметровым забором с колючей проволокой.
Участие в строительстве зэков породило среди жителей самые невероятные слухи. Одни говорили, что заключенные оставили на стенах в подвалах свои метки и загадочные надписи, другие – что в стенах замуровали особо неугодных политических преступников или строптивых прорабов. Есть даже легенда о попытке двух строителей-зэков улететь на фанерных крыльях с верхних этажей высотки, которая, по одной версии, окончилась их гибелью, а по другой, увенчалась успехом.
В чем была элитарность
Сталинские высотки, в том числе знаменитое здание на Котельнической, первые в столице имели центральное отопление и снабжались горячей водой от общегородской теплосети. Кроме того, в сталинках, конечно же, были канализация, водопровод, а еще система кондиционирования и удаления пыли. Высота потолков в большинстве квартир – более трех метров. Вместе с тем квартиры верхних этажей оказались не так удобны: у них были небольшие размеры, не такие высокие потолки и неудачная планировка.
В сталинке на Котельнической была воплощена идея «все в одном», аналогичная тем, что пытались сделать советские архитекторы в так называемых домах-коммунах – магазины, досуг, службы быта сконцентрированы в одном здании. Однако на Котельнической все было поставлено на широкую ногу. Какой еще дом может похвастаться наличием кинотеатра? А жильцам сталинки на Котельнической можно было спуститься из своей квартиры и практически в двух шагах посетить помпезный «Иллюзион» (первоначально он назывался «Знамя»), в котором иногда можно было даже увидеть западные киноленты, избежавшие цензуры.
Барельефы и потолочные росписи в холле изображали счастливых советских людей, что должно было полностью совпадать с мироощущением «особых» жильцов. В целом же внешний вид высотки напоминал музей. Впрочем, это можно видеть по тем художественным фильмам, в которых фигурировал дом – например, при съемках фильма «Москва слезам не верит» использованы интерьеры здания на Котельнической.
Понятное дело, заселение дома происходило в основном согласно социальному статусу, но вовсе не хаотично. В одной части дома жили по большей части именитые ученые, в другой – высокопоставленные сотрудники НКВД, в третьей – знаменитости творческих профессий и так далее. Причем, списки первых жильцов согласовывали с самим Сталиным.
Этот дом был буквально напичкан известными людьми, и если перечислять их всех, получится невероятно длинный список. Разве что можно вспомнить забавную байку, как поэт Твардовский, забыв ключи от квартиры, попросился в туалет к Фаине Раневской, после чего она потом каждый раз напоминала ему при встрече: «Двери моего клозета всегда для вас открыты!»
Высотка в наши дни
В главном здании дома на Котельнической расположены три корпуса, и каждый из них имеет свою консьержку. Кроме того, в здании, конечно же, есть охранники, которые всех постоянных жителей знают чуть ли не поименно, а также в курсе всех новостей, происходящих в доме.
В центральном фойе здания до сих пор можно видеть сохранившуюся мозаику на потолке и мраморную облицовку. Что же касается квартир, то многие из них претерпели изменения, и это не только ремонт, но и перепланировка.
Среди жильцов здания теперь можно встретить кого угодно, а не только людей высокого статуса, поскольку довольно большая часть жилья здесь сдается внаем. Ну а цена в квартиры в этом доме исчисляется десятками миллионов.