Магистр Рогерий в плену
246
просмотров
Священник сдался монголам в плен, когда те под началом хана Батыя разорили Венгрию. Рогерий едва сумел сбежать. Он рассказал, как воевали и убивали захватчики.

«Горестная песнь о разорении Венгерского королевства татарами» — так называется сочинение магистра об увиденном и пережитом им в 1241—1242 гг. До нас дошло всего несколько текстов, которые подробно описывают монгольский поход в европейские земли западнее Руси, и каждое слово — на вес золота. Рогерий (? — 1266) написал 40 глав, живописующих злодеяния татар.

Монгольское войско.

Итальянский священник и капеллан папской курии служил Богу при кардинале Иоанне Толедском. В королевстве венгров он оказался очень невовремя. Кардинал отправлял его с различными миссиями в отдалённые уголки христианского мира, и на этот раз Рогерий прибыл зачем-то в город Орадя (он же Надьварад или Гроссвардейн), что ныне находится в Румынии. А тогда он назывался Варадинум. Там капеллан и встретил войско хана Батыя.

Монголы в Европе: поход хана Батыя

 Перемолов Русь, хан двинулся в Польшу, Моравию, Венгрию и Хорватию. Батый и Субедэй стремились найти там богатейшую добычу, а также сделать запасы для армии. Европейцы отлично знали, что произошло в русских землях, но пренебрегли угрозой. В Венгрии всё обстояло особенно плохо — король Бела IV, как и многие его подданные, давно не боялся слухов о походе татар так далеко на запад (а слухи эти упорно ходили с 1237 года), он просто не верил, что это произойдёт. Да и с народом у него были напряженные отношения. В результате войска не подготовились к нашествию. В 1241 году монгольские тьмы разгромили сперва польско-немецких воинов, а затем (12 апреля) разбили венгров в битве на реке Шайо. Королевство на Дунае покорилось завоевателям.

Король Бела IV.

Поначалу татары вели себя относительно сносно. Конечно, они грабили, но, по сообщению далматинского хрониста Фомы Сплитского, «не выказывали всей своей свирепой жестокости и, разъезжая по деревням и забирая добычу, не устраивали больших избиений». Однако сопротивление многих городов разозлило их. Чем больше времени им приходилось провести под стенами очередного города, тем более жестоко они расправлялись с его жителями. В Варадинуме был замок, его обороняли, и там дело приняло скверный оборот. Днём и ночью камнемётные машины Батыя молотили стены и наконец их разрушили.

Битва на реке Шайо.

Попав на улицы Варадинума, монголы стали мстить. Если верить Рогерию, они пытали священников, чтобы те отдали церковные драгоценности, крушили дома, а затем сожгли церковь вместе со знатными женщинами, что укрылись внутри. В поисках золота разоряли могилы святых. Как пишет магистр, с женщинами они вообще «совершали столь великие злодеяния (…), что было бы лучше не говорить о них, дабы людей не подвигнуть к совсем уж дурному».

Матфей Парижский.

Множество мужчин завоеватели просто убивали, женщин же перед этим подвергали насилию. «Они приводили в церкви попеременно мужчин и женщин и после позорного их употребления там же их и убивали. После того, как нестерпимое зловоние стало исходить из тел мертвецов, оставив всё, они ушли оттуда…»

Истории о свирепости воинов хана рассказывали и другие европейские хронисты. Английский монах-бенедектинец Матфей Парижский (1200 — 1259) писал в своей «Великой хронике», что монголы есть «племя бесчеловечное и лютое, не ведающее законов., варварское и неукротимое», и предали они «безумным и неистовым набегом северные земли христиан ужасному опустошению».

Монгольский плен: «превратив в раба, считали, что я удостоен великой милости»

Сам Рогерий спасся — убежал из Варадинума в близлежащий лес. С другими беженцами он отправился в Чанад. Но и этот городок захватил враг. Вновь священник смотрел, как чужеземцы с Востока «поили свои мечи кровью» и «в пламени, которое развели, живых людей жарили, как свиней». Рогерий сдался в плен. Что именно монголы заставляли его делать, он не сообщает, говорит лишь о «разных поручениях». В основном пленников принуждали собирать в окрестностях урожай хлеба и винограда, чтобы затем всё это отнять. Через какое-то время воины Батыя нагрузили лошадей богатой добычей и стали уходить из Венгрии.

Войска Батыя добрались до побережья Адриатического моря, однако весной 1242 года хан внезапно развернулся. Захватчики покинули Европу и убрались восвояси. Историки предлагают несколько объяснений этого решения. Скорее всего, дело в кончине великого хана Угедэя. Батый должен был поспешить на курултай. Возможно, это спасло Венгрию от ига, постигшего Русь.

Битва при Легнице, 1241 год.

Рогерий решил бежать — он понял, что «если мы покинем Венгрию, то все неизбежно окажемся в водовороте мечей». Вместе с ним ещё оставался один слуга, также пленённый. Вот как магистр вспоминал эту историю: «Когда у меня уже не было никакой надежды на сохранение жизни и страшная жестокая смерть стояла в дверях, я посчитал за лучшее умереть здесь, чем постоянно быть мучимым угрозой смерти. Итак, оставив главную дорогу и изображая, что пошёл по природной надобности, с единственным прислужником я поспешил в лесную чащу, где, пробравшись в некий овраг, я принялся заваливать себя ветвями и листьями. Мой прислужник спрятался дальше, дабы злополучное обнаружение одного не послужило бы причиной и захвату другого. И так, словно в могилах, не поднимая головы, мы пролежали двое суток, слыша ужасные голоса татар, проходивших поблизости через лес в поисках потерявшего дорогу скота, часто окликая прятавшихся пленников».

Когда голод и жажда стали нестерпимы, беглецы выползли из укрытий, поднялись и вышли из леса. Рогерий и его спутник поели какой-то зелени в деревенских огородах поблизости, а затем отправились в Дюлафехервар. Добравшись туда за неделю, они нашли город разорённым и окровавленным. Зато в соседнем поселении под названием Фратра они нашли других спасшихся и еду — чёрный хлеб из муки и толчёной дубовой коры. На этом их злоключения закончились.

После событий в Венгрии Рогерий вернулся в Рим. Больше не приходилось стоять перед лицом мучительной гибели от мечей восточных воинов. Рогерий поднялся по церковной иерархии до сана архиепископа и, как часто это бывало с церковниками его уровня, нажил немалое богатство. Судя по всему, он счастливо прожил до 1266 года.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится