Восхитительно-таинственная мозаика
Мавзолей Галлы Плацидии находится радом с великолепной базиликой VI века Сан-Витале в Равенне. Его строительство датируется примерно V веком (последние годы Римской империи).
Здание мавзолея спроектировано в форме креста (если смотреть на него сверху) и внешне напоминает крепость с бойницами: толстые кирпичные стены, узкие окна. Оживляют аскетичный вид мавзолея только арки с трех сторон и изображение виноградных гроздей с пантерами – с четвертой (главный фасад). Зато внутри мавзолея можно просто открыть рот от восхищения.
Характерный мотив захватывающих мозаик мавзолея, описанных специалистами ЮНЕСКО как «один из лучших сохранившихся примеров этого вида искусства в Европе» – звездное небо, которое драпирует части потолка. В другом месте – виноградные лозы, олицетворяющие Евхаристию. В центре крестообразных бочкообразных сводов мавзолея покоится неглубокий купол с крестом, усыпанный звездами. В каждом углу – по фигуре, символизирующей одного из четырех апостолов-евангелистов (Ангел, Лев, Орел и Телец).
Помимо входа, в дальнем конце свода находятся саркофаги, стены над которыми украшены загадочной мозаикой. Наиболее примечательные из них можно увидеть слева от входа (изображение Христа как доброго пастыря) и напротив входа (изображение неизвестного Святого – возможно, Лаврентия или Винсента).
Загадки биографии
Галла Плацидия была дочерью римского императора Феодосия Великого. Благородное происхождение не уберегло ее от превратностей судьбы: Галла была в Риме в тот период, когда он подвергся печально известному разграблению. Король готов Аларих не только разорил город, но и похитил принцессу. Галла вернулась в Равенну в 417 году, уже императрицей, когда вышла замуж за императора Констанция III. Вскоре супруг умер, оставив ее в качестве регента их маленького сына Валентиниана до 437 года.
Галла Плацидия умерла в 450 году в Риме и, согласно древним источникам, была похоронена именно там, в фамильной усыпальнице. По крайней мере, исследователям неизвестны какие-либо упоминания о том, что императрица была погребена в другом месте. Именно поэтому современные ученые сомневаются в том, что мавзолей в Равенне может хранить ее останки. Несмотря на эти неудобные факты, местные жители верят, что именно ее тело в течение многих лет в Средние века хранилось в мавзолее. Усопшая императрица (если только это было ее тело, а не кого-то другого) «восседала» на стуле-троне, изготовленном из кипариса. К сожалению, тело было по неосторожности сожжено посетителями в XVI веке - местные дети из озорства просунули в щель саркофага горящие свечи. От тела, якобы принадлежавшего Галле, оствались лишь череп и несколько костей.
Вероятно, в Средние века мавзолей использовали как капеллу-молельню, посвящённую великомученику Лаврентию, который был особо почитаем в роду Галлы (отсюда и предположение, что именно он изображен напротив входа).
Это место приносит вдохновение
Кстати, знаменитый психоаналитик Карл Юнг признавался, что после посещения мавзолея Галлы почувствовал личную и, возможно, сверхъестественную связь с этой загадочной императрицей. «С самого первого визита я был просто поражен фигурой Галлы Плацидии... ее гробница казалась мне последним наследием, через которое я мог бы постичь ее личность. Я почувствовал ее живое присутствие и вплотную соприкоснулся с ее судьбой»,– писал он.
А композитор Коул Портер, говорят, именно в мавзолее Галлы вдохновился на написание своей знаменитой песни «Ночь и день», блестяще исполенной впоследствии разными выдающимися певцами, в том числе Эллой Фицджеральд.