Первый Христианский военный орден
XI и XII века в Западной Европе были временем эволюции христианства. Христианское монашество распространилось с созданием новых религиозных орденов, и многочисленные паломники отправились по опасному пути в Иерусалим и Святую Землю, одном из самых важных паломничеств в Средние века. Это путешествие длилось несколько лет, и паломники прошли более двенадцати тысяч километров, включая обратный путь. Многие паломники не пережили всего путешествия.
В связи с этим Папа Урбан II призвал западных лидеров взяться за оружие, защитить паломников и освободить Иерусалим и Святую Землю от исламского правления. В результате начался Первый крестовый поход, и Готфрид Бульонский и его люди захватили город Иерусалим в 1099 году. В 1120 году, примерно во время Совета в Наблусе (к северу от Иерусалима), небольшая группа мирян основала новый орден: Бедных соратников Христа и Храма Соломона, сегодня наиболее известных как рыцари-тамплиеры, или тамплиеры. В немногих письменных документах о создании групп упоминается девять рыцарей, лидером которых является Хью де Пейон (Гуго де Пейн, Хью де Пейн).
Хью и другие, вероятно рыцари, были связаны с канонами Гроба Господня, самого могущественного христианского ордена в Иерусалиме, созданного Готфридом Бульонским, лидером Первого крестового похода. Сам Хью жил среди других светских рыцарей, которые остались в Иерусалиме и других частях Аутремера после Первого крестового похода.
Тамплиеры решили служить и защищать своё недавно приобретенное владение - Гроб Господень. Хотя эти люди были частью мирской общины, они были глубоко религиозны и служили Церкви. Другие рыцари и лорды вскоре присоединились к небольшому сообществу.
Новая форма религиозной жизни
Между другими формами религиозной жизни и орденом Храма Соломона существовало сходство. Рыцари-тамплиеры следовали правилам и подчинялись приказам мастера.Вдобавок ко всему, они дали обеты целомудрия, бедности и послушания. Однако, создавая Орден Христа (Militia Christi), рыцари хотели быть полностью независимыми от канонов Гроба Господня и любых других религиозных орденов. В отличие от канонов, их первая миссия была военной. Они создали этот автономный орден для защиты западных паломников на пути в Иерусалим и за его пределы (четыре государства, созданные после Первого крестового похода в Леванте). Сочетание благочестивого существования с рыцарством представляло собой новую форму религиозной жизни. Орден Храма Соломона был первым обществом, которое приветствовало мирян и предложило им возможность служить Богу, не удаляясь от мира.
Орден Храма Соломона
Чтобы выжить, вновь созданному Ордену Храму Соломона пришлось обратиться за поддержкой к выдающимся личностям. Балдуин II, король Иерусалима, поддержал орден и предоставил рыцарям часть своего дворца в Иерусалиме. Дворец располагался на Храмовой горе и совпадал или находился рядом (источники расходятся во мнениях) с мечетью Аль-Акса. После Первого крестового похода мечеть была превращена в королевский дворец, названный Храмом Соломона в честь разрушенного Первого храма царя Соломона. Когда рыцари останавливались в храме Соломона, люди называли их «тамплиерами».
Тем не менее, как орден, они также должны были быть признаны папой римским. Первый великий магистр ордена тамплиеров Хью де Пейен покинул Иерусалим летом 1127 года вместе с пятью другими рыцарями, чтобы отправиться в Европу и заручиться поддержкой папы Гонория II. Группа из шести рыцарей также путешествовала по нескольким регионам Франции и пересекла Ла-Манш, чтобы добраться сначала до Англии, а затем до Шотландии. Их целью было получить признание, собрать средства и набрать новых людей. Точно так же новые члены ордена отправились на Пиренейский полуостров.
Хью также обратился за помощью к Бернарду Клервоскому, аббату, реформатору религиозной жизни и лидеру ордена цистерцианцев. Бернард согласился поддержать тамплиеров и написал короткий договор, Книгу для рыцарей Храма, в честь нового рыцарства. Бернард называл тамплиеров «moine-soldat», что означает «монахи-воины», подчёркивая два ключевых аспекта ордена — молитву и борьбу.
После поддержки Бернарда легат папы Гонория II признал орден тамплиеров религиозным орденом, следуя правилу, принятому на Совете в Труа в 1129 году. В 1139 году, через десять лет после первого папского признания, папа Иннокентий II издал папскую буллу, которая установила привилегии тамплиеров. Папская булла гласила, что рыцари-тамплиеры подчинялись только папским приказам. Он также предоставил им папскую защиту и право иметь собственных священников и выбирать своего Великого магистра, оставаясь мирянами.
Жизнь тамплиеров
Постепенно Орден Храма Соломона стал могущественным и популярным орденом. Куда бы они ни направлялись, местное население оказывало им тёплый приём. Будь то богатые или бедные, все могли присоединиться к ордену, способствуя его растущей популярности.
Поскольку они были солдатами, рыцари не следовали правилам, столь же строгим, как другие ордена. Им нужно было быть сильными, чтобы сражаться, и они постились реже, чем другие монахи. Они также тратили меньше времени на молитвы. Вместо этого они практиковали свои боевые навыки и выполняли миссии по защите важнейших проходов на дороге в Иерусалим. Поскольку орден получил много пожертвований, а также имущество и землю своих новых членов, они также выполняли другие задачи, такие как управление землёй и торговлей.
Несмотря на то, что и дворяне, и крестьяне вступали в орден, у них были разные должности в соответствии с их рангом. Рыцари, дворяне, были одеты в знаменитые белые плащи, в то время как крестьяне носили чёрные или цветные плащи. Тем не менее, все они носили красный крест, символизирующий жертву Христа.
Рыцари-тамплиеры были разделены на две группы: одна в Западной Европе, а другая на Ближнем Востоке. Со временем орден разработал администрацию, чтобы облегчить перемещение рыцарей и товаров между Европой и Аутремером. Гроссмейстер ордена выбирал мастеров и командиров для руководства командными пунктами, монастырями, где жили тамплиеры, которые были разбросаны по всей Европе. В основном они были найдены в Англии, Франции, Испании, Португалии, Италии и Венгрии. С другой стороны, на Ближнем Востоке тамплиеры жили в крепостях. Великий магистр избирался пожизненно и руководил военными кампаниями на Востоке и владениями ордена на Западе.
Полномочия
Как орден, проводящий военные кампании, тамплиеры должны были финансировать свою деятельность. Благодаря пожертвованиям и завещаниям орден управлял землями и имуществом, которые приносили прибыль. У них были большие суммы денег, которые можно было одолжить частным лицам или учреждениям, но их вера не позволяла им требовать проценты по кредиту. Церковь рассматривала и проценты, и ростовщичество как знамение.
Настоящее новшество заключалось в финансовых услугах, которые они предлагали паломникам. Им нужны были средства для их долгого путешествия в Святую Землю. Тем не менее, путешествовать с большими суммами денег было небезопасно. Рыцари-тамплиеры предложили им возможность оставить своё имущество на их попечение, получив депозитарную расписку, которую можно было обменять на деньги в местной валюте по прибытии в Иерусалим.
Пятница 13-е
Трагический конец ордена тамплиеров стал следствием множества факторов. Во-первых, крестоносцы потеряли город Акко из-за мамлюков после осады 1291 года. Крестоносцам и тамплиерам пришлось покинуть Аутремер и вернуться в Европу. Это событие заставило усомниться в полезности тамплиеров, поскольку они больше не могли защищать дорогу паломников. В то время рыцари-тамплиеры уже потеряли доверие общественности. У них была репутация жадных и гордых рыцарей.
Тамплиеры также потеряли поддержку королей. На протяжении десятилетий рыцари-тамплиеры пользовались благословением европейских королей. Например, король Франции Людовик VII был в большом долгу, потому что тамплиеры помогли ему во время битвы Второго крестового похода в 1147 году. Рыцари поддержали короля Англии Ричарда Львиное Сердце и его армию во время Третьего крестового похода и снова помогли во время Пятого. Тамплиеры поставили свои мечи на службу этим лидерам. Более того, орден помогал им материально. Нищие короли обращались за помощью к тамплиерам, чтобы финансировать свои крестовые походы или платить выкуп, чтобы освободить их, когда они были заключены в тюрьму врагом.
Однако орден оказался в центре ссоры между Филиппом IV, королём Франции, и папой Бонифацием VIII, а после него папой Климентом V. Король и папа спорили о превосходстве папской власти над мирской властью короля. Тамплиеры были чрезвычайно богатой, могущественной и хорошо обученной армией на службе у папы, и Филипп IV искал способ заставить их исчезнуть.
Филипп в конце концов нашёл решение своей проблемы: Эскье де Флойран, приор, заключённый в тюрьму за убийство, деливший камеру с бывшим тамплиером, сообщил о словах своего сокамерника. Тамплиер предположительно рассказал Эскье о непристойных действиях, которые происходили в командных пунктах: отрицание Христа, богохульные обряды посвящения и содомия. Эскье распространил этот слух среди широких слоёв населения. Даже при продолжающемся папском расследовании Филипп IV не стал дожидаться вердикта и решил застать Орден врасплох. В пятницу 13 октября 1307 года, за один день, все тамплиеры по всей Франции были арестованы.
Жак де Моле, великий магистр ордена, и его рыцари были взяты в плен и осуждены во время несправедливых судебных процессов над рыцарями-тамплиерами. Инквизитор Вильгельм Парижский провёл допрос, в ходе которого тридцать восемь рыцарей были замучены до смерти. Другие сдались и признались в ереси и идолопоклонстве. Жак де Моле и другие лидеры ордена всегда заявляли о своей невиновности. Они были приговорены на переднем дворе собора Парижской Богоматери к сожжению на костре вместе с пятьюдесятью четырьмя другими рыцарями-тамплиерами. В 2001 году историк Барбара Фрале нашла Ватиканский апостольский архив из пергамента Шинона, доказательство того, что папа Климент V снял с Жака де Моле и других лидеров все обвинения против них.
Утерянные сокровища
Сегодня рыцари-тамплиеры в основном известны своими предположительно потерянными сокровищами, которые так и не нашли по сей день. Многие охотники за сокровищами всё ещё ищут деньги тамплиеров, золото и драгоценности. У каждого командования действительно был сундук, в котором хранилась их казна.
Во время ареста тамплиеров был найден только один сундук с крупной суммой денег. Филипп IV завладел деньгами, которые поступили в королевскую казну. После роспуска ордена в 1312 году, во время Венского собора, владения рыцарей-тамплиеров были завещаны другому ордену, рыцарям-госпитальерам.
Настоящее сокровище рыцарей-тамплиеров состояло из хорошо управляемых земель и, прежде всего, архивов и реликвий. За эти годы орден собрал множество реликвий из Святой Земли и Европы. Среди наиболее заметных были фрагменты Тернового венца и Истинного Креста.
Легенда о потерянном сокровище в основном распространилась несколько столетий спустя, особенно в XVIII веке, с распространением масонства в Европе. Их легенду иногда путали с артуровской охотой за Святым Граалем. С тех пор популярная культура активно способствовала сохранению мифа, окружающего рыцарей-тамплиеров.
Средневековье полно тайн и загадок, а также уникальных изобретений, без которых так сложно представить современный мир.