Монстры, химеры и прочие твари на страницах старорусских летописей
0
0
503
просмотров
Одной из сенсаций прошлого литературного сезона стала книга «Страдающее средневековье», где были собраны многочисленные одиозные изображения из европейских летописей. Но неужели подобные изображения удел лишь наших западных соседей?

Чтобы опровергнуть расхожее заблуждение, публикуем подборку весьма необычных изображений со страниц старорусских летописей, житий, молитвенников и других письменных источников, опубликованных в цифровом архиве Российской национальной библиотеки. Думаете наши предки были лишены фантазии и юмора? Как бы не так!

Житие св. Феодора Эдесского. XVII в. Вяз. F. 89, л. 36 об.

На этом изображении мы можем наблюдать искушение святого – классический сюжет. Древнерусские художники часто помещали рядом с изображением отшельников диких зверей. Помимо, собственно, искусителей на картине представлены единорог, лев, слон, леопард и прочие, неопознанные твари.

Христианская Топография. XVII в. Погод. 1088, л. 210 об.

А вот перед нами пример православного космизма. Иллюстрация демонстрирует читателю ангелов, которые вращают звёзды над головой человека. По средневековым представлениям о мироустройстве, за каждое природное явление, будь то гром, снег, дождь или ветер, отвечали соответствующие ангелы.

Псалтырь с восследованием. 1636 г. F.I.737, л. 143 об.

Это довольно узнаваемый и частый сюжет, изображающий Иону в чреве кита. Пророк хотел избежать своего пророческого предназначения и во время путешествия морем его проглотил кит, после трёх дней испытания выбросив на берег. Иона понял, что от судьбы не уйдёшь и отправился нести своё пророчество в город Ниневию, который должен был быть вот-вот разрушен. На Руси не знали как в принципе выглядят киты, поэтому художник взял на себя смелость и изобразил его на свой вкус.

Христианская топография. XVII в. ОЛДП Q. 20, л. 83 об.

Учение об антиподах – веяние общеевропейское. Задолго до того, как учёные признали круглость земли, мудрецы допускали возможность существования других людей на противоположной стороне Земли, хоть и изображая их непохожими (в чём, в сущности, были правы). Данное изображение принадлежит Козьме Индикоплову, желавшему показать смехотворность подобной теории. С точки зрения современного человека, в этом рисунке ничего удивительного нет.

Христианская топография. XVI в. Погод. 1089, л. 427

Возможно вы удивитесь, но на данной картине изображён бегемот. Да-да, глаза не обманывают вас. Дело в том, что Христианская топография описывает множество невиданных животных и русским переписчикам приходилось иллюстрировать написанное на собственный страх и риск. Прочитавший греческое определение гиппопотам (от греч. ί̔ππος «конь» и ποταμός «река» – «водный конь»), художник ничтоже сумняшеся изобразил на странице книги обычную лошадь.

Христианская топография. XVII в. ОЛДП Q. 20, л. 263

На этом изображении звери чуть больше похожи на собственные прототипы. Единорог, дикий вол и слон опознаются без труда. Носорог, несмотря на свои рога, получился больше похожим на медведя. Но ведь это всё равно лучше, чем предыдущий гиппопотам, верно?

Сборник литературный. XVIII в. Тит. 1701, л. 142 об.

С этим изображением всё обстоит гораздо интересней, чем может показаться на первый взгляд. Думаете, ответ на вопрос о том, что изображено на рисунке предельно ясен? Считаете это русалки? Или русалы? А вот и нет. Перед нами притча о спасении выброшенного на берег святого Василия Нового... дельфинами. Именно так этих милых разумных существ представил себе русский автор.

Грамматика. XVII в. O.XVI.2, л. 94 об.

Это не просто набор букв в красном кружке, это так называемая Лопяцевская азбука; ключ к чтению зашифрованных посланий с секретным алфавитом. Такой вид шифрования был довольно распространён на Руси. Писцы выдумывали новый алфавит, изменяя существующие буквы и заимствуя их из других языков. Для прочтения тайнописи нужен был ключ, который вы видите перед собой.

Александрия. XIX в. Вяз. F. 104, л. 93

В этом изображении прекрасно всё, но виноват в этом, скорее всего не переписчик, ведь текст подтверждает справедливость иллюстрации. На картинке изображён, ни много ни мало, сам Александр Македонский в виде волхва и... Медуза Горгона в виде кентавра со змеиными волосами. Медузу Александр, конечно же обманул, а вот Индию обмануть у него не получилось...

Сборник. XIX в. Вяз. O. 47, л. 61

Данная картина иллюстрирует первую часть старой поговорки: «На покорных Бог ездит, а на пышных дьявол». Автор подошёл к делу буквально и изобразил Бога сидящим в облаке прямиком на голове у покорного господина.

Азбука. XVIII в. F.III.117, л. 5

Перед вами так называемая азбука с поучениями. Здесь изображены непосредственно сами буквы и поучения, начинающиеся на соответствующую букву. Например, на "ять": "Ять веру подлежит всякому христианину"; на  "э": "Еваньгелие и другие книги божественныя почитай и по них поступай"; на "ю": "Юности не проводи всуе, в юности подобает трудитися". Только на букву "юс" составитель ничего придумать не смог.

Сборник. Кон. XVII - нач. XVIII в. Q.I.46, л. 48

Это знаменитая былинная птица Алконост, которую рисовал Васнецов и о которой пел Владимир Высоцкий. Птица радости, райская птица, увидев которую всякий должен был позабыть обо всём на свете.

Синодик. Кон. XVII - нач. XVIII в. F.I.735, л. 13

Это не просто портрет старика, а аллегорическое изображение зимы. Нищенское рубище символизирует облетевшие, голые деревья, платок – лёд, сковывающий реки, меч – лютый мороз и так далее.

Сборник литературный. XVIII в. Тит. 1757, л. 5

Ангел, душащий ребёнка? Что? Всё просто, перед нами очередная история о неисповедимости путей. Ангел следует за отшельником и совершает на первый взгляд непотребные для ангела дела – обкрадывает добрых и вознаграждает злых и так далее. В конце он раскрывает спутнику необходимость манипуляций, оказавшихся неожиданно оправданными. Вариации на тему этой истории до сих пор регулярно встречаются в социальных сетях нерелигиозном контексте.

Сборник агиографический. XVIII в. Вяз. Q. 133, л. 265 об.

Это иллюстрация к истории об Антонии Египетском, отправившемся на поиски своего друга-отшельника в пустыню, где и встретил сатира. Вознаграждением старцу была радость о том, что они нашли общий язык и сатир смог услышать слово Божье.

Сборник литературный. XVIII в. Вяз. Q. 176, л. 270 об.

 Перед вами апсиды – фантастические создания, которых художник изобразил живущими на острове крылатыми полулюдьми-полурыбами.

Синодик. XVIII в. F.I.733, л. 78 об.

А это просто русская банька со всеми необходимыми атрибутами.

Сборник литературный. XVIII в. Тит. 1757, л. 10

На данном изображении можно наблюдать видение Антония Великого. Именно он выглядывает из окошка кельи в правом нижнем углу, пока огромный демон хватает возносящиеся к небу души и сбрасывает в разверзнувшийся у его копыт ад.

Александрия. XVII в. F.XVII.8, л. 160

Это не рыбы, плавающие в красной капле, а гигантские муравьи, горящие в ярком пламени. Художник иллюстрировал легенду о том, как войско Александра встретилось с огромными муравьями, которые даже смогли съесть целую армейскую лошадь, за что и были преданы огню.

Сборник смешанного содержания. XVIII в. Грузд. 87, л. 407

Изображённые тут диковины – глухая аспида и василиска (что характерно – обе женского рода). Аспида выполнена в виде пернатого змея с крыльями и птичьими лапами, а василиска в виде полуженщины-полузмеи. Последняя особенно опасна для рода людского, замечает автор.

Сборник. XIX в. ОЛДП F. 218, л. 56

Иллюстрация легенды о том, что в расположенном у города Тропеи (Италия) вулкан Стромболи является пристанищем для чертей. На изображении можно видеть, как те самые черти выскакивают из жерла, а люди, чтобы отогнать их, осеняют себя крестным знамением.

Сборник литературный. XVIII в. Вяз. Q. 188, л. 157

При описании неизведанных земель не только русские, но и европейские художники позволяли себе пофантазировать передавая жуткие образы по испорченному телефону переписчиков. Среди таких тварей были и псоглавцы (слева) и блегмы и схиаподы и многие другие вымышленные создания.

Сборник литературный. XVIII в. Вяз. Q. 188, л. 152

Здесь мы можем видеть продолжение бестиария в лице питающихся лишь запахом цветов астромове, атанасиев, наделённых огромными ушами, и поподеси – разновидностью кентавра.

Сборник старообрядческий. XIX в. F.I.874, л. 46

На данном изображении запечатлена душа, попавшая в руки к дьяволу. По верованиям старообрядцев поддержавшие раскол священнослужители сами являются дьяволами.

Сборник слов, поучений и апокрифов. Q.I.1412, л. 199 об.

В этом сборнике разные грешники уподобляются различным животным. Воры – это волки, лукавые – это лисы, сребролюбцы – это куницы, злопамятные – это ехидны и т. п.

Сборник. XVIII в. Вяз. Q. 251, л. 8

Здесь изображена земля в виде женщины, которая достаёт из недр тела умерших для вознесения, даже рыбы, всплывающие из глубин океана, несут тела тех, кто был съеден или утоп.

Житие св. Андрея Юродивого. Кон. XVIII в. Погод. 697, л. 31 об.

Тут художник изобразил и для верности описал особо морозную зиму и её последствия: разрушенные дома, замороженные люди, мёртвые птицы.

Сборник житий, патериковых повестей и поучений. XVIII в. Q.I.1160, л. 151 об.

Эта притча рассказывает о старце Зосиме, хотевшем похоронить в пустыне отшельницу Марию Египетскую. Иссушённая земля не поддавалась старческим рукам. Тогда появился лев. Зосима сперва испугался, но после понял, что это подмога свыше. Лев и вправду своими мощными когтями вырыл для святой могилу.

Житие св. Андрея Юродивого. Нач. XVIII в. Q.I.1143, л. 280

В сообщении о каннибалах художник изобразил тех с собачьми головами, видимо, для устрашения, но позабыл о том, что святой Христофор часто изображался именно псоглавцем.

Сборник. XVIII в. ОЛДП Q. 628, л. 21 об.

Пока Иоанн Предтеча проповедует ветхозаветным праведникам, сатана по-дружески перешёптывается с адом.

Сборник житий, патериковых повестей и поучений. XVIII в. Q.I.1160, л. 79

Популярный сюжет о Макарии Египетском, нашедшем череп языческого жреца и сумевшем его «разговорить». Череп поведал Макарию о тяжкой доле попавших в ад язычников.

Известный календарь, или прогностик о урожае. 1766 г. F.III.22, л. 11

Это всего-навсего Меркурий в колеснице, запряжённой петухами.

Хронограф. XVII в. Вяз. F. 96, л. 655

А это мышка, иллюстрирующая присказку: «Чтоб меня мыши съели!».

Сборник. XIX в. ОЛДП F. 218, л. 56

Здесь мы видим иллюстрацию популярной по сей день теории о том, что Ноев ковчег застрял на горе Арарат и находится там.

Сборник литературный. XVIII в. Вяз. Q. 188, л. 153

На миниатюре представлены несуществующие народы: неурилы, превращающиеся в волков, и пигмеи – коротышки, ездящие на козлах и охотящиеся на журавлей.

Синодик. XVIII в. F.I.733, л. 142 об.

Это притча в виде этакого раритетного комикса. Суть в том, что бежать от болезней и смерти глупо – все там будем.

Сборник. Кон. XVII - нач. XVIII в. Q.I.46, л. 47

Птица Сирин, она же – сирена. Но если европейские сирены обрекали моряков на гибель, то Сирин стала символом райской жизни.

Сборник слов, поучений и житий. XVIII в. Q.I.1482, л. 16

Иллюстрация легенды о заключении договора-расписки между Адамом и дьяволом, потребовавшим её за право жить на земле. По легенде эту расписку искупал в том числе и Христос.

Житие Сергия Радонежского. XVIII в. Вяз. F. 125, л. 45

Фигура Смерти из Апокалипсиса, которую художник для большей экспрессии «пересадил» на льва

Апокалипсис с прибавлениями. Нач. XVII в. Q.I.1154, л. 135 об.

Апокалипсис. Смерть убегает от людей жаждущих её.

Цветник. XVIII в. Вяз. F. 106, л. 21

Вымышленный остров на котором живут лишь однорукие и одноногие люди, которые, собравшись вместе, бегут быстрее птицы.

Синодик. Тит. 3363, л. 28

 Христос затыкает уши, когда отпевают грешника, не прислушивавшегося при жизни к вере.

Синодик. XVII в. Q.I.245, л. 53 об.

Закончить предлагаем на мажорной ноте. Не зря же переписчик так старательно изображал череп, да ещё и стишок к нему присовокупил.

«Кости зрак - смерти знак. Зри сие - всяк будеши так»

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится