Арбат был неприступной стеной
Название района, расположенных в нем улиц (с приставками «Новый» и «Старый»), а также одноименной площади пошло либо от тюрского слова «арба» (телега), либо от арабского «орба» (пригород). Действительно, раньше это была приграничная часть города. В конце XVI века вокруг стремительно расширявшегося посада Москвы построили крепостную стену, выложенную из белого камня, которая выполняла роль третьего оборонительного кольца и называлась «Стена Белого города». Она была очень высокой, нижняя ее часть шла откосом, а верхняя имела выступ, потому прострелить ее пушками врагу было бы проблематично. Бойницы с пушками были направлены вниз, и таким образом, стрелки могли сразу поразить любого, кто приблизится к подножию стены. Белая стена имела 15 ворот, которые тщательно охранялись.
Во второй половине XVIII века, когда потребность в такой защите города исторически отпала, Екатерина II приказала снести оборонительные стены и обустроить на их месте бульвары, по которым горожане могли бы прогуливаться. Но ворота от них еще долгое время оставались стоять, и выглядело это забавно. В итоге и их по причине ветхости убрали, но названия остались (Арбатские, Покровские, Сретенские и так далее). Арбатские ворота впоследствии дали название площади, улице и даже району. Изначально местность заселяли стрельцы и ремесленники, но после VIII века здесь стала строить дома знать, и район стал престижным.
В Басманном делали элитный хлеб
В Басманной слободе, расположенной к северо-западу от Немецкой, жили и работали дворцовые пекари, которые делали очень вкусный хлеб под названием «басман». Его подавали к царскому столу и раздавали служащим государя, послам и всем, кому полагалось казенное довольствие. На каждый басман при выпечке ставили особое клеймо. У татар такая печать (только нанесенная на кожу или металл) называлась «басма» – отсюда и название хлебов. А по нему аналогично стал называться и район.
Кстати, есть версия, что от слова «басман» пошло и название весов – «безмен». Это связано с тем, что все хлеба-басманы весили одинаково.
В конце XVII столетия здесь начали селиться и офицеры петровских полков, а еще сто лет спустя район стала обживать городская знать. Кстати, на территории современного Басманного района в древности располагалось еще много более мелких слобод – блинников, лучников сыромятников и т.д.
Болотная как место казни и гуляний
В стародавние времена здесь был заболоченный луг. Позже местные жители разбили на месте болот княжеские и монастырские сады, огороды, а рядом появился большой рынок. Местном торговли эта площадь была вплоть до начала революции. Но название, связанное с бывшими тут некогда болотами, сохранилось до сих пор.
В XV—XVII вв. на это месте регулярно проходили народные праздничные гуляния, которые неизменно сопровождались кулачными боями.
Также на Болотной площади власти проводили публичные наказания преступников и смертные казни. Последней и, пожалуй, самой известной казнью на Болотной стало четвертование Емельяна Пугачева в 1775 году. Это событие собрало тысячи горожан. Зеваки сидели даже на крышах зданий.
В Тверском добывали глину и жили скоморохи
Когда-то на этом месте, расположенном за границами Москвы, был карьер, в котором добывали глину. Ямы и копи назывались «глинища». Примерно в XIV веке этот промысел дал название прилегающей местности и возникшей слободе, а три сотни лет спустя – и храму, который называли Церковью святого Алексия Митрополита, что на Глинищах.
В 1930-х церковь снесли, а Глинищевский переулок переименовали в улицу Немировича-Данченко, но в 1993-м старое название вернули.
Рядом с этим переулком шла дорога в город Дмитров. В конце XIII века вдоль нее стала строиться слобода, которую заселили ремесленники самых разных профессий, а также скоморохи. Подавляющее большинство ее жителей были приезжими из дмитровских краев. Отсюда и название – Дмитровская слобода.
Начиная с XVI века в этих краях, ближе к московскому Кремлю, стали селиться знатные особы, и власти велели ремесленникам перебраться подальше. Они переехали чуть севернее, но по той же дороге, и их новая слобода получила название Малая Дмитровская. В конце XVII века жителей переселили еще севернее, и их слободу стали звать «Новой». Таким образом, в середине XVIII века появились три одноименные улицы – Большая и Малая Дмитровки и Новослободская.
Земляной вал и ров засадили яблонями
В конце XVI века на этом месте появилось четвертое кольцо укреплений Москвы. Его сделали из-за угрозы нападения на город хана Крымской Орды. Новая, очень современная по тем меркам стена пролегала примерно там, где сейчас расположено Садовое Кольцо. Ее москвичи прозвали «Скородомом» – видимо оттого, что выстроена она была очень быстро.
К счастью, враги-крымцы до этой стены так и не дошли, а вот в 1611-м возведенные из дерева башни и стены сожгли польско-литовские войска.
В первой половине XVII века на месте сгоревшей стены был в качестве укрепления возведен земляной вал, вдоль которого с обеих сторон пролегали рвы. Укрепление считалось более неприступным, чем оборонительная стена. Постепенно Скородом стали называть Земляным валом и такое же название получил сам район между этим укреплением и стеной Белого города.
Здесь размещались слободы стрельцов. Какое-то время Земляной вал был и таможенной границей города.
В начале позапрошлого века вал срыли за ненадобностью. На его месте жители построили улицы и разбили сады. Отсюда и названия сразу нескольких расположенных рядом улиц с приставками «Садовая».
Охотный ряд как символ изобилия
Москва испокон веков славилась своими торговыми рядами. Охотный среди них был одним из самых скромных. Как понятно по названию, продавали в нем дичь, добытую на охоте.
В XVII столетии Охотный ряд располагался там, где сейчас стоит Исторический музей, а уже в следующем веке продовольственные лавки, в том числе и охотничью, перенесли за Неглинку (сейчас это участок от Манежной площади до Театральной).
Постепенно все местные ряды жители начали называть Охотным, поскольку здесь стали продавать наиболее ценные товары. Ассортимент было очень широк, а торговля шла как розничная, так и оптовая. К XIX веку Охотный ряд стал ассоциироваться у горожан и гостей столицы с изобилием и сытой московской жизнью. Вплоть до наступления революции он был символом стабильности, породив множество народных пословиц.