Однако по тем или иным причинам все эти невероятные здания так и не были построены, иначе центр Москвы сейчас выглядел бы совсем по-другому. Предлагаем вашему вниманию несколько таких неосуществленных проектов.
Дворец Советов
Шикарный дворец планировали выстроить для того, чтобы проводить в нем сессии верховного совета СССР, а также другие значимые мероприятия.
Проект придумал знаменитый архитектор сталинской эпохи Борис Иофан. Гигантская конструкция должна была представлять собой башнеобразное здание, украшенное снаружи скульптурой и фресками, на вершине которого возвышалась бы стометровая фигура Ленина. Высота сооружения вместе с Ильичом – более 400 метров, что на тот момент было бы выше американского небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг. Ну а вес – 1,3 миллиона тонн. Предполагалось, что здание-монумент будет символизировать торжество социализма.
Дворец Советов планировали оснастить современной для тех лет системой климат-контроля, лифтами, а снаружи он должен был освещаться мощнейшими прожекторами. Согласно предварительным расчетам, это сооружение прохожие моли бы увидеть с расстояния 35 километров.
Возводить мегаздание планировали на месте Храма Христа Спасителя. Сразу после того, как его взорвали и были разобраны руины, строители взялись за подготовительные работы. Однако дальше изготовления фундамента дело не пошло: началась война и государству было уже не до дворцов. Стальные конструкции, подготовленные для строительства здания-башни, пошли на нужды обороны Москвы.
После войны возвращаться к проекту уже не стали. Ну а его фундамент был использован для бассейна «Москва», открытого здесь в 1960 году. За три года до этого расположенная рядом станция метро «Дворец Советов», названная в честь так и не построенного здания-мемориала, была переименована в «Кропоткинскую».
Здание Наркомтяжпрома
Устрашающее и труднопроизносимое название «Наркомтяжпром» расшифровывается как Народный комиссариат тяжёлой промышленности СССР. Эта организация существовала только с 1932 по 1939 годы, после чего была упразднена. Однако в 1934-м, когда в стране наблюдался интенсивный рост развития тяжелой промышленности, никто не подозревал о столь короткой истории Наркомтяжпрома, и власти объявили конкурс на лучший проект для его здания. Архитекторы представили сразу несколько интересных и смелых работ. Одним из наиболее подходящих называли проект Ивана Фомина, основателя советского монументального классицизма.
Это здание, представляющее собой замкнутое кольцо с прямым торцевым корпусом, четырьмя башнями, которые соединены переходами, и красивой аркой. Высота здания – 12-13 этажей, а башен – 24 этажа. Сквозь проемы главного фасада должен был отлично просматриваться Мавзолей.
Возвести здание планировалось прямо возле Красной площади, на месте торговых рядов (современный ГУМ). Поскольку эта постройка должна была иметь огромные размеры, реализация проекта предполагала и расширение самой Красой площади, причем почти в два раза. Впрочем, уже год спустя было решено все же строить здание чуть в стороне, в районе Зарядья.
В связи со смертью Орджоникидзе и расформированием подведомственного ему Наркомтяжпрома необходимость в таком проекте отпала сама собой.
Большой академический кинотеатр
Слова Ленина о роли кинематографа в жизни советских людей в 1930 годах было решено воплотить в жизнь в виде строительства в центре Москвы Большого Академического кинотеатра. Это здание должно было стать противовесом Большому театру и располагаться прямо напротив него.
Над странной идеей трудились три группы архитекторов, но ни один из предложенных ими проектов не был одобрен властями. Здания получились слишком огромными, к тому же, проблема реконструкции площади Свердлова (ныне – Театральной) и изменения фасада гостиницы «Москва», которая возникла бы при строительстве, архитекторами решена не была.
Центральный дом «Аэрофлота»
Проект гигантского здания Управления «Аэрофлота», которое должно было возвышаться на площади Белорусского вокзала, был разработан архитектором Дмитрием Чечулиным, причем всего за два месяца. Здание должно было увековечить подвиги советских летчиков (в частности, тех, что спасли челюскинцев) и продемонстрировать мощь отечественной авиации. В случае реализации проекта в здании разместились бы все службы «Аэрофлота», а также огромный конференц-зал, почта, сберкассы и другие сопутствующие организации.
Дом «Аэрофлота» должен был иметь аэродинамическую форму и венчаться скульптурной группой из нескольких человек, один из которых держит гигантские крылья (эмблему авиации). Перед зданием задумывалась легкая и величественная триумфальная арка с фигурами семи летчиков-героев, которые должен был изготовить скульптор Иван Шадр.
Сразу после обнародования проект подвергся серьезной критике, и в итоге от его реализации решили отказаться. Впоследствии архитектор использовал часть этих идей при проектировании Дома Советов (ныне – Дом правительства) на Краснопресненской набережной.
Пантеон
Идея строительства гигантской мемориальной усыпальницы, в которой покоились бы тела великих советских людей и, прежде всего, тех, что уже были захоронены у Кремлевской стены, возникла сразу после смерти Сталина на заседании комиссии по похоронам.
Среди предложенных архитекторами проектов наиболее подходящей посчитали работу Николая Колли. Пантеон общей площадью 500 тысяч квадратных метров (!), по задумке зодчего, должен был иметь величественные колонны и венчаться огромной женской фигурой. Также Колли предлагал щедро украсить здание барельефами, монументальной живописью и мозаикой. Дополняет картину гигантских размеров надпись на фасаде «Вечная слава великим людям Советского Союза».
Пантеон планировали поставить вплотную к Красной площади, для чего пришлось бы ликвидировать ряд исторических зданий Москвы. Саркофаг с телами Ленина и Сталина должны были перенести в эту гигантскую усыпальницу вместе с остальными телами «великих советских людей».
По каким причинам проект был заморожен – точно неизвестно. Согласно одному из предположений, сыграл роль приход к власти Хрущева, известного своей борьбой с излишествами в архитектуре.