Женские издания новой страны
После революции традиционные женские журналы объявили буржуазными пережитками, поскольку их суть не отвечала задачам партии по формированию нового типа человека. С 1917-го в России формировались совершенно новые типы женской прессы. Привычную героиню начала века, утонченную даму в яркой помаде и черненными глазами, сменила коренастая рабоче-крестьянская женщина без упора на гендерные отличия. С того периода обычным делом стало использование партией периодической печати для пропагандистских целей. И если женская периодика при царском режиме касалась моды, семьи и кулинарии, то новый курс соответствовал партийным постановлениям. Деятельность СМИ направлялась на популяризацию идей коммунизма с привлечением женщин к производственному процессу.
Авторами журнальных статей теперь были партийцы, производственники, рабкоры с селькорами. Издания включали разделы политвоспитания, материалы о сельском хозяйстве, промышленности, а также литературные страницы. Домоводческим рубрикам, педагогике, моде и медицине отводилась в общей сложности пара страниц.
«Работница» Ленина
Одним из первых массовых советских журналов стала «Работница». Придуманная Первые выпуски издания появились еще в начале 1914-го, а инициатором выступил Владимир Ленин. По его задумке издание защищало интересы женского рабочего движения. Свет увидели 7 номеров, после чего издание было закрыто по результатам полицейских расследований. Журнал стал первым массовым большевистским изданием, в создании которого участвовали Арманд, Крупская, Коллонтай.
«Работница» ожила после Февральской революции, но снова ненадолго. Перипетии гражданской войны снова отодвинули женские вопросы на второй план. Выпуск возобновился в 1923-м, когда перед редакцией поставили задачу воспитать женщину-партийца, общественницу и производственницу. Стремясь расширить ряды женского пролетариата домохозяйками, редакторы печатали материалы о любых профессиях, которые могли осваивать женщины.
Идейная стратегия издания ломала патриархальные устои. Печатались рассказы участниц собраний, статьи о передовицах хлопковых полей, женщинах-стахановках.
Новые целевые аудитории
В 20-е журналы разделились на конкретные целевые аудитории:
партийные работницы, работающие женщины, домохозяйки-активистки, крестьянки. Теперь интерпретация партийных установок отталкивалась от специфики женской занятости, образа жизни региона, обычаев и истории. Под партийным давлением журналы отказались от освещения любовной тематики, вопросов о семейном благоустройстве, правах женщин. Основное внимание уделялось юбилейным датам вождей и чиновников СССР, политике и производству, критике «мещанства».
Одним из ярких представителей того периода стал журнал «Коммунистка» (1920-30 годы). По названию понятно, что издание воспитывало советского женщину-руководителя. Аудитория – работницы и члены партии, а структура исключала практические разделы.
В 1922-м основали журнал «Крестьянка», призванный приобщать советских тружениц к общественно-культурному образу жизни. «Крестьянка» простыми словами доносила читательницам азы партийной политики, разъясняла важность ликбеза, способствовала организации женсоветов, пунктов общественного питания, детских садов. Рубрика «Беллетристика» публиковала соответствующие произведения: Дорохов «Женщина», Платоныч «Матрена-воин», Неверов «Ясли». Лишь в качестве приложения печатались инструкции по кройке, шить, вязанию.
Предвоенные «фотомодели»
На протяжении 1930-х женские журналы воспевали индустриальные успехи, коллективизацию и эффективность советских пятилеток. Публикациями женщины призывались идти на производство, участвовать в социалистическом прорыве, стремиться к ударничеству. Мода рассматривалась лишь с той позиции, что не должна выходить за рамки человеческих нужд простой советской труженицы. К работе журналов привлекались представители творческой элиты: модельеры, скульпторы, поэты, художники. На журнальных фото того периода женщины выглядели, как сегодня бы сказали, неухоженными. Лица без намека на макияж, широкие брови, незамысловато остриженные либо наспех собранные волосы. Фигуры фотомоделей крепкие, коренастые, короткая шея на широких плечах, невыраженная талия. Одежда мешковатая, никаких ярких цветов, часто - мужской пиджак.
Семейные ориентиры накануне войны
В 1930-е неожиданно возобновляют свой выпуск женские издания в ярком оформлении, затрагивающие сугубо гендерные тематические ниши. В те годы выходят журналы «Искусство одеваться», «Домашняя портниха», «Ателье». Они печатаются на качественной бумаге, включают цветные иллюстрации и отличаются большим форматом с приложениями выкроек. Помимо одежды печатаются материалы о модных тенденциях в выборе обуви и аксессуаров. Правда, тиражи таких журналов были мелкими. Кардинально пересмотрелся семейный вопрос, чему на страницах уделяется все больше внимания. Но речь шла исключительно о семье, вопросы любви и чувственности не освещались.
Перед самой войной в журналах превалировали репортажи из роддомов, фото беременных и младенцев. Появляется информация о женских врачах, медсестрах, акушерках, статьи об уходе за детьми, статьи о яслях и детских садах, рекомендации молодым матерям. Страна взяла уверенный курс на приумножение здорового советского общества, вспомнив о главной женской миссии. В воздухе уже пахло войной, и сплочение шло на каждом уровне, начиная с семьи, как ячейки общества.
С женщинами наконец-то стали считаться. Ведь они не дожидались, когда им дадут права, а добивались их сами по всему миру.